И снова в нашей рубрике КНИГА ДНЯ библиотекарь Ольга Геннадьевна Снигирева, её замечательный кот Патрикей и интересная книга. Хотите узнать какая, читайте дальше и узнаете!
«Сегодня мы с моим котом Патрикеем хотим поделиться впечатлением от очередной прочитанной книги. Это «Тайная жизнь петербургских памятников» современного петербургского прозаика и драматурга Сергея Носова (Санкт-Петербург:Лимбус Пресс, 2016). Сразу же хочу сказать будущим читателям, что это вовсе не краеведческий путеводитель по памятным местам и достопримечательностям Санкт-Петербурга. Это лирический монолог автора, сборник увлекательных эссе, посвящённых особому виду городского пейзажа, жизни, которая происходит там, где установлен тот или иной известный или не очень известный памятник. Знаете ли вы, что памятник Менделееву — это единственный курящий памятник в городе? Или то, что в Питере есть памятник, на котором изображена слепая девочка, держащая в руках первую русскую книгу для незрячих (это хрестоматия Ушинского)? Можно подойти и прочесть, что было написано на 95 странице этой книги, тираж которой составил 300 экземпляров. Носов пишет: «В Петербурге немало «читающих» памятников, но только здесь – читают по-настоящему».
А ещё из книги я с удивлением узнала о единственном сохранившемся упоминании Сталина на памятнике. Это памятник Кирову, открытый в 1937 году на Ленинградском мясокомбинате (почему открыт был именно там, узнаете, прочитав главу «Киров на мясокомбинате»). Киров стоит, опираясь левой рукой на книгу, на корешке которой написано «Ленин – Сталин».
Хочу предложить на ваш суд рецензию, которая показалась мне весьма интересной. Российская художница, писательница и поэт Юлия Беломлинская пишет:
«Каждая новая книга Сергея Носова – приносит радость. И в данном случае не нужно уточнять «мне», «по-моему» и «я так думаю». Любовь к творчеству Сергея Носова – это наше общее, некая точка схода людей самых противоположных по взглядам и темпераментам. Хотя любят творчество Носова за разное. Я, например, за тонкий юмор и очевидное доброжелательство.
И в этой последней «нехудожественной» книге — про петербургские памятники — тоже много смешного. Хотя хватает и печального. Носов пишет о беззащитных памятниках – огромных человеческих игрушках, которые сперва с помпой открывают, потом некоторое время воздают им почести, а потом некоторые из них разбивают, выбрасывают, прячут… Ещё очень любят таскать с места на место.
Книга к тому же чудно издана – в ней много фотографий, сделанных самим Носовым. Часть этих ученых штудий печаталась как авторский проект в журнале «Петербург на Невском». Это цветной глянец, и были сделаны цветные фотографии, которые — издатели не поскупились вставить в книгу.
Конечно, от некоторых историй просто прошибает слеза. Например, история про памятник собаке Павлова. И фотографии этих барельефов с закланием собак — «по-божески», под хлороформом, очень меня впечатлили. И рассказ о том, как не сложились в результате отношения Павлова с «Обществом покровительства животным» — расстроил. Павлов все ж таки был не из худших – он все время настаивал резать собачек под наркозом.
Медицинских историй в книге несколько. Ещё одна медицинская история – про «Ледяную анатомию» созданную Пироговым, и памятник, поставленный ему на месте мертвецкой, в которой он распиливал застывшие трупы для создания этой анатомии.
Также чудесна – история про слепую девочку, работы Антокольского, сидящую у подножия памятника Гроту, основателю «Попечительства о слепых». Девочка оказалась совершенно настоящей. Благодаря автору мы узнали ее имя.
А вот несчастные пионеры, «Гавроши с Пионерской улицы» – некий фантом, спешно придуманный к очередному юбилею – так и остаются безымянными. И от загадошного мемориала попахивает липой.
Некоторые истории я знала и прежде – например про «комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот…» это мне рассказывал отец, и специально ходили смотреть на памятник Александру Третьему – сложным способом, выглядывая во двор корпуса Бенуа сквозь занавески-маркизы.
Одна из моих любимых историй в книге – это «Чкалов-на-трубе». В ней заложен отличный сценарий или пьеса. Там есть элемент детектива – может, когда-нибудь Носов ещё и вернется к этой истории.
В последней главе «Особая миссия» автор наконец открывает нам глаза на то, что все мы есть Общество Под Охраной Памятников. Потому что они, оказывается, охраняют сами себя, да еще и нас – от излишне наглой застройки. То есть, благодаря памятникам сохранились многие кусочки воздуха в центре Питера — скверы и площадки.
… «Говорю их бояться, памятников. Они — за нас. Они такие»…
Замечательная книга, и я всем настоятельно рекомендую ее прочесть и приобрести для домашней библиотеки».
А в заключение хочется отметить, что лично я, прочитав книгу, уже никогда не смогу скользнуть невидящим взглядом по любому памятнику, который попадётся на моём жизненном пути. А на памятники, описанные в книге, неудержимо хочется посмотреть. Правда, доступ к некоторым возможен лишь по пропускам. Но и в этом огромный плюс книги: без авторского рассказа и не узнала бы, что существуют столь привлекательные объекты культуры.»
«Сегодня мы с моим котом Патрикеем хотим поделиться впечатлением от очередной прочитанной книги. Это «Тайная жизнь петербургских памятников» современного петербургского прозаика и драматурга Сергея Носова (Санкт-Петербург:Лимбус Пресс, 2016). Сразу же хочу сказать будущим читателям, что это вовсе не краеведческий путеводитель по памятным местам и достопримечательностям Санкт-Петербурга. Это лирический монолог автора, сборник увлекательных эссе, посвящённых особому виду городского пейзажа, жизни, которая происходит там, где установлен тот или иной известный или не очень известный памятник. Знаете ли вы, что памятник Менделееву — это единственный курящий памятник в городе? Или то, что в Питере есть памятник, на котором изображена слепая девочка, держащая в руках первую русскую книгу для незрячих (это хрестоматия Ушинского)? Можно подойти и прочесть, что было написано на 95 странице этой книги, тираж которой составил 300 экземпляров. Носов пишет: «В Петербурге немало «читающих» памятников, но только здесь – читают по-настоящему».
А ещё из книги я с удивлением узнала о единственном сохранившемся упоминании Сталина на памятнике. Это памятник Кирову, открытый в 1937 году на Ленинградском мясокомбинате (почему открыт был именно там, узнаете, прочитав главу «Киров на мясокомбинате»). Киров стоит, опираясь левой рукой на книгу, на корешке которой написано «Ленин – Сталин».
Хочу предложить на ваш суд рецензию, которая показалась мне весьма интересной. Российская художница, писательница и поэт Юлия Беломлинская пишет:
«Каждая новая книга Сергея Носова – приносит радость. И в данном случае не нужно уточнять «мне», «по-моему» и «я так думаю». Любовь к творчеству Сергея Носова – это наше общее, некая точка схода людей самых противоположных по взглядам и темпераментам. Хотя любят творчество Носова за разное. Я, например, за тонкий юмор и очевидное доброжелательство.
И в этой последней «нехудожественной» книге — про петербургские памятники — тоже много смешного. Хотя хватает и печального. Носов пишет о беззащитных памятниках – огромных человеческих игрушках, которые сперва с помпой открывают, потом некоторое время воздают им почести, а потом некоторые из них разбивают, выбрасывают, прячут… Ещё очень любят таскать с места на место.
Книга к тому же чудно издана – в ней много фотографий, сделанных самим Носовым. Часть этих ученых штудий печаталась как авторский проект в журнале «Петербург на Невском». Это цветной глянец, и были сделаны цветные фотографии, которые — издатели не поскупились вставить в книгу.
Конечно, от некоторых историй просто прошибает слеза. Например, история про памятник собаке Павлова. И фотографии этих барельефов с закланием собак — «по-божески», под хлороформом, очень меня впечатлили. И рассказ о том, как не сложились в результате отношения Павлова с «Обществом покровительства животным» — расстроил. Павлов все ж таки был не из худших – он все время настаивал резать собачек под наркозом.
Медицинских историй в книге несколько. Ещё одна медицинская история – про «Ледяную анатомию» созданную Пироговым, и памятник, поставленный ему на месте мертвецкой, в которой он распиливал застывшие трупы для создания этой анатомии.
Также чудесна – история про слепую девочку, работы Антокольского, сидящую у подножия памятника Гроту, основателю «Попечительства о слепых». Девочка оказалась совершенно настоящей. Благодаря автору мы узнали ее имя.
А вот несчастные пионеры, «Гавроши с Пионерской улицы» – некий фантом, спешно придуманный к очередному юбилею – так и остаются безымянными. И от загадошного мемориала попахивает липой.
Некоторые истории я знала и прежде – например про «комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот…» это мне рассказывал отец, и специально ходили смотреть на памятник Александру Третьему – сложным способом, выглядывая во двор корпуса Бенуа сквозь занавески-маркизы.
Одна из моих любимых историй в книге – это «Чкалов-на-трубе». В ней заложен отличный сценарий или пьеса. Там есть элемент детектива – может, когда-нибудь Носов ещё и вернется к этой истории.
В последней главе «Особая миссия» автор наконец открывает нам глаза на то, что все мы есть Общество Под Охраной Памятников. Потому что они, оказывается, охраняют сами себя, да еще и нас – от излишне наглой застройки. То есть, благодаря памятникам сохранились многие кусочки воздуха в центре Питера — скверы и площадки.
… «Говорю их бояться, памятников. Они — за нас. Они такие»…
Замечательная книга, и я всем настоятельно рекомендую ее прочесть и приобрести для домашней библиотеки».
А в заключение хочется отметить, что лично я, прочитав книгу, уже никогда не смогу скользнуть невидящим взглядом по любому памятнику, который попадётся на моём жизненном пути. А на памятники, описанные в книге, неудержимо хочется посмотреть. Правда, доступ к некоторым возможен лишь по пропускам. Но и в этом огромный плюс книги: без авторского рассказа и не узнала бы, что существуют столь привлекательные объекты культуры.»