Старые, но не мертвые

КНИГА ДНЯ:
Хендрик Грун «Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни»: Роман
Дочитала книгу вчера поздно вечером и так и не смогла решить: чего же в ней больше — юмора или печальной правды жизни.  «Не люблю я стариков, хоть бы и в новом году. Шаркающая походка, ходунки, неуместное нетерпение, вечные жалобы, булочки к чаю, охи, ахи, стоны». А принадлежат эти слова, с которых начинается книга, 83-летнему обитателю амстердамского дома престарелых Хендрику Груну. Перед вами – его дневник, в котором он «пристально и не подцензурно» наблюдает и описывает жизнь богадельни, где главное развлечение — телевизор и совместные игры, главная тема разговоров – всевозможные болячки, главная интрига – какие сегодня булочки к кофе, и кто умрет раньше. Словом, унылое ожидание смерти, которое основная масса обитателей скрашивает мелкими интригами и доносами. Любое проявление инициативы тут же пресекается энергичной директрисой: «Это правилами не предусмотрено». Но не все готовы с этим мириться. Находятся среди них шестерка отчаянных, нарушивших привычное положение вещей. Они организуют закрытый клуб СНОНЕМ, что расшифровывается как «Старые-но-не-мертвые». И действительно: мертвыми этих живчиков, несмотря на их более чем солидный возраст, ходунки и вставные челюсти, никак не назовешь. Ввиду отсутствия интересных событий и приключений в богадельне, они решили найти их вне её стен: два раза в месяц члены клуба заказывают в складчину автобус и организовывают вылазки в музеи и кафе, на кулинарный мастер-класс и соревнование по игре в шары. Согласно их философии, жизнь не что иное, как наиболее приятный способ убивать время. Это и есть свобода. Нужно продолжать жить и делать то, что нравится, несмотря на возраст и болячки. Старые-но-не-мертвые борются с самоуправством директрисы и всеобщей скукой, поддерживают друг друга, дружат и даже влюбляются. Силе их духа и желанию жить полной жизнью можно только позавидовать.
Каждый день жизни амстердамской богадельни главный герой описывает с великолепным, порою сокрушительным, чувством юмора. Можно одновременно и смеяться, и плакать, читая подобные строки:
В нашей тихой обители переполох. Кто-то повесил на доску объявление, что жильцы могут приобрести у своего домашнего врача браслетик с надписью: «Просьба не реанимировать». Подписи под объявлением не было. Большая часть обитателей возмущена бесстыдством этой рекламной акции, о чем и шла речь за кофейным столом…
Толстый господин Баккер сказал, что был бы рад воскреснуть с помощью хорошенькой сестрички, но вовсе не желает, чтобы его реанимировал мужчина.
— Тогда уж лучше помереть. Или для этого нужны два отдельных браслетика?
Помимо юмора и иронии, книга полна беспощадной правды о старости, одиночестве, смерти, с которой каждому придется встретиться один на один.
Очень трогательная и жизнеутверждающая книга.