Автолегенды нашего детства

На днях у нас состоялось открытие выставки масштабных моделей машин «Автолегенды нашего детства» из коллекции Николая Владимировича Кицерова. Особой церемонии открытия не планировали, но обстоятельства сложились так удачно, что торжественное открытие, пусть и без официальных речей, все-таки состоялось.


Был владелец коллекции, который рассказал об экспонатах, было телевидение (ПРО-ТВ), которое это все снимало, и, конечно, были заинтересованные зрители.
Собиратель и владелец коллекции Николай Владимирович Кицеров живет в Волхове с 1976 года. Работает в ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (Волховское ЛПУМГ). Сфера его интересов и увлечений чрезвычайно широка. Он много путешествует, занимается военно-исторической реконструкцией, фотографией, обладает обширнейшими знаниями по истории нашего края, особенно в военный период, ведет историческую группу «Волхов в наших сердцах» в социальной сети Вконтакте, занимается общественной и просветительской деятельностью – проводит исторические встречи и уроки в школах города и района. Николай Владимирович увлекается и литературным творчеством, одна из основных тем его рассказов и повестей — тема Великой Отечественной войны, исторической памяти и нашей ответственности перед этой памятью.
Еще одно хобби Николая – коллекционирование масштабных моделей машин. Масштабные модели автомобилей – практически точные копии оригиналов, выполненные в масштабе 1:43. Эти миниатюрные копии завораживают не меньше настоящих авто! Да, они мало чем и отличаются от своих прообразов: тот же лаковый блеск и неотразимые линии!


Раздел выставки под названием «Сделано в СССР» объединил модели, выпущенные в Советском Союзе. Это машинки, сохранившиеся у Николая со времен детства, которые, можно сказать, и положили начало коллекции. Здесь представлены как советские, так и зарубежные марки. В СССР серьезное производство коллекционных моделей-копий началось в начале 70-х гг. в Саратове, на заводе «Тантал», который производил широкую гамму моделей по истории России и СССР. Это модели были хорошо детализированы и поэтому пользовались широким спросом. Оригинальные модели выпускались в Казани заводом «Арек» (ныне «Элекон»), в Ульяновске, в Ленинграде.
В 70-е годы СССР закупил за рубежом пресс-формы у различных фирм Италии, Франции и, используя их, выпускал зарубежные модели в масштабе 1:43, 1:24 в Москве, Тбилиси, Киеве, Донецке.
Основная часть коллекции собиралась уже позже. В 2009 году вышел первый выпуск журнала серии «Автолегенды СССР» издательства De Agostini (Де Агостини). Каждый номер рассказывал о каком-либо знаменитом автомобиле советского периода, к номеру прилагалась мини-модель авто, о котором шла речь. Благодаря этому журналу собрание Николая значительно увеличилось. Были и другие источники пополнения.
Теперь в коллекции есть и роскошные представительские лимузины, и демократичные «Запорожцы», микроавтобусы, внедорожники, спецтехника. Есть автомобили массового производства, а есть те, что остались концептами. Хронологические рамки охватывают модели от 1939 до 1985 года.
Каждый коллекционер поневоле становится историком. Он, конечно, изучает предмет коллекционирования, старается узнать о нем, как можно больше. У каждой модели (имеется в виду оригинальный автомобиль, не мини-копия) есть своя интересная история. Вот, например, автомобиль представительского класса «Чайка» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14), выпускавшийся с 1959-го по 1988 год : никто не знал, сколько стоит эта машина, т.к. никогда она не находилась в сбытовой сети для населения. Её выдавали по номенклатурной разнарядке. «Чайки» полагались руководителям союзных республик, министрам, послам СССР за рубежом, академикам и другим VIP-персонам. А еще «Чайки» дарили выдающимся людям: писателю Михаилу Шолохову, знаменитой балерине Галине Улановой, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Кстати, «Чайки» выпускались в основном в черном цвете, и только у машины Терешковой цвет кузова был белым. Закончилась история этого красивого автомобиля печально. В рамках кампании по борьбе с привилегиями при М.С. Горбачеве не просто запретили ее производство, но и на заводе уничтожили рабочую документацию и всю техническую оснастку. Это единственный такой случай в мировой истории.


Внимательный зритель найдет на выставке автомобиль Графтио, а также некоторые знаменитые «киномашины» — такие, как мини-автобус «Старт», запомнившийся по фильму «Кавказская пленница». В последних кадрах главная героиня Нина садится именно в этот автобус необычной формы с кузовом из стеклопластика, который так и не был запущен в массовое производство. Словом, выставка будет интересна не только любителям и знатокам техники. Обязательно приходите посмотреть!
Юлия Аитова