Читайте в декабрьском номере «Нового мира»:
ПРОЗА
Георгий Панкратов «Севастополист». Фрагмент романа
Художественна проза, написанная в форме утопии или лирико-философского фантасмагоричного повествования. Изображается отдаленное будущее, в котором наконец-то наступила комфортная безопасная жизнь, устроенная в соответствии с «вековыми надеждами и чаяниями» простых людей, то есть с двухэтажным домиком и садом у каждой семьи и с полным отсутствием каких-либо бытовых проблем. Живи и радуйся, но пятеро молодых героев романа чувствуют некое томящее их зияние в этой вот «полноте жизни», их мучает вопрос: а дальше что?
Роман Сенчин «Странные». Три рассказа
Рассказы про «обычную жизнь», про ее непредсказуемость, таинственность, про ее завораживающую глубину, то есть про то, что людей «обыкновенных» не бывает. Автор использует разные точки обзора, включая, например, такую, как у обитателей глухой деревеньки, в которой поселился московский писатель и куда время от времени приезжает его жена, женщина загадочной для деревенских профессии психолога: «зачем психологи, когда есть пиво?»
Наталья Михайлова «Иван Петрович Белкин». Главы из книги
Историко-литературная проза – попытка представить с максимально возможной полнотой одного из главных закадровых персонажей Пушкина: Ивана Петровича Белкина, подарившего поэту подборку своих повестей. Белкин, разумеется, персонаж вымышленный, но вымышленный далеко не полностью, потому как дворянский род Белкиных реально существовал, и у представителей этого рода были свои родовые черты, о которых пишет автор, плюс у нас есть скупые, но достаточно определенные сведения об Иване Петровиче, а также – обширнейший исторический материал о пушкинской эпохе, то есть все то, что давало автору этого исследования возможность написать образ Белкина как некий характерный для его времени и среды человеческий тип.
СТИХИ
Короткая история от поэта Олега Чухонцева «Россказень»; подборки стихотворений Елены Лапшиной «Daguerréotype», Игоря Болычева «Anno domini 2021», Ольги Сульчинской «Речь на старте»
НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
Джон Стэгг (1770 — 1823) «Две баллады». Перевод с английского Максима Калинина. Рисунки Татьяны Князевой
Главной книгой Джона Стэгга считается книга «Менестрель севера, или Камберлендские легенды. Собрание стихотворных повествований: готических, романтических и легендарных» (1810). В истории Джон Стэгг остался также как автор представленной в этой публикации баллады «Вампир» — первого текста о вампирах в английской поэзии.
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Сергей Нефедов «Царство удовольствий»
Статья о роскоши придворной жизни в России, поражавшей современников, и о том, чем Россия (крестьянство) платила за это «царство удовольствий».
КОНТЕКСТ
Андрей Левкин «Герман Гессе, триггер постмодерна. И нью-эйджа тоже»
Эссе, которое писалось, разумеется, конкретно о Германе Гессе, но эссе это обращено не столько к прошлому, сколько к настоящему – Левкин анализирует те стороны эстетики Гессе, которые он считает наиболее актуальными для сегодняшней литературы.
ЮБИЛЕЙ
Конкурс эссе к 200-летию Николая Некрасова.
Журнал публикует 11 эссе, ставших победителями конкурса; авторы: Сергей Зеленин, Александр Костерев, Александр Марков, Ольга Гречухина, Игорь Федоровский, Ирина Максимова, Галина Михайлова, Игорь Сухих, Леонид Дубаков, Михаил Гундарин, Иван Родионов.
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
Забытое и новое о Достоевском. Публикация и вступительная статья Павла Крючкова
Темой этого микроисследования стало: «Чуковский, Некрасов и Достоевский». В биографии Достоевского был эпизод тесного сотрудничества Достоевского и Некрасова в работе над так и не состоявшимся альманахом «Зубоскал». История их сотрудничества и активный интерес к ней Чуковского прослеживается автором публикации в развернутой вступительной статье, после которой следует публикация статьи Чуковского 1914 года о Достоевском и Некрасове и другие архивные материалы, связанные с этой темой.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Сергей Горбушин, Евгений Обухов «Шукшин – певец разлада»
«О том, что разлад – одна из доминант рассказов Шукшина, говорилось не раз. Вот как об этом пишет Алексей Варламов, автор, пожалуй, наиболее точной на сегодняшний день биографии писателя: Шукшин «выступает скорее не как адепт, а как оппонент “деревенской прозы” в ее василь-беловском, ладном понимании <…> очень важен сибирский, алтайский, вольнолюбивый, драчливый акцент. У Шукшина деревня – это не только и даже не столько лад, сколько – изначальный разлад (“Разлад на Руси, большой разлад. Сердцем чую”, – записывал он в своих тетрадях), а никакого лада никогда и не было» . Возникает ряд вопросов. В чем именно этот разлад состоит (определение)? Между кем этот разлад бывает, какие здесь могут быть субъекты, объекты (классификация)? Каковы возможные истоки разлада (генезис)? Мы постараемся дать обоснованные ответы на эти вопросы. …»
СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ
Монологи
Представление американского мини-сериала «Соло» (2021), ставшего одним из первых сериалов, рожденных «ковидной эпохой» – «действие семи получасовых, не связанных друг с другом эпизодов происходит в более или менее отдаленном будущем, что придает повествованию фантастический аспект, однако, по сути, необычный антураж позволяет лишь несколько утрировать печально знакомую нам атмосферу изолированности» – «Изменения, которые претерпела наша жизнь с момента начала пандемии, далеко превышают медицинские последствия». «Границы нашего мира резко сузились, лишив привычных развлечений, отдалив нас друг от друга. Выросла доля опосредованного общения, и мы все чаще остаемся наедине с самими собой, заглядывая себе в душу и задавая себе вопросы, на которые прежде просто не хватало времени».
МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION
Об одном неудобном авторе и многом другом
Неудобный автор в данном случае – это Вадим Шефнер со своим романом «Лачуга должника»: основные претензии читателей романа – «претензии обманутых ожиданий. По канону полагается, что люди светлого будущего, с потерями преодолевшие бездны космоса, помогут жителям отсталой планеты справиться со страшной эпидемией, но ничего такого не происходит, чем там кончилось дело, мы так и не узнаем. Роман кончается гибелью главного героя, а это не комильфо. Вроде заявлена тема палеоконтакта, сверхцивилизации, но сюжет ушел куда-то в сторону. Обиды понятные – как если бы Ридли Скотт начал снимать своего «Прометея», а потом вдруг ни с того ни с сего превратил его в экранизацию «31 июня», да еще со смазанной концовкой. На самом деле поклонники жанра столкнулись с вызывающе внежанровым текстом, который этот жанр отчасти пародирует, отчасти использует как инструментарий, чтобы рассказать совсем другую историю…»
Источник: http://www.nm1925.ru/