«Ловить неуловимое, непостижимое понять…»

В КИЦ им. А.С. Пушкина завершает работу персональная выставка Ольги Нечаевой «Ловить неуловимое, непостижимое понять…». Выставка необыкновенная по тому необыкновенно тёплому и солнечному настроению, которое она несёт зрителю. Это не удивительно, ведь в творениях художника отражается его душа, его внутренний мир. А Ольга – человек очень светлый, жизнерадостный и добрый. Родилась она в Волхове, с ранних лет любила рисовать, поэтому, как только в 1974 году в Волхове открылась художественная школа, она сразу туда записалась. Её педагогами были замечательные люди и художники: В.Г. Вербицкий, В.Б. Шрага, Ю.И. Никишкин. На выставке можно увидеть одну из её работ того периода – натюрморт, выполненный карандашом в 1976 году. Ольге он дорог как напоминание о том беззаботном времени.

Окончив художественную школу, Ольга поступает в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова (ныне Рериха) на графическое отделение. На выставке представлено мало её графики, а жаль, она необыкновенно хороша, свидетельство тому – стремительные, изящные наброски из серии «Зоопарк» и очень характерный портрет сестры Веры, относящиеся к периоду студенчества. Прекрасна и более поздняя работа «Травки», выполненная гелиевой ручкой.

Закончилась учеба в училище, и Ольга вернулась в родной город. Здесь она поступила на работу в городскую художественную мастерскую, где сложился просто уникальный коллектив творческих талантливых людей, рядом с которыми можно было расти, у которых можно было учиться. Среди них были Л.А. Гаранина, А.Л. Гайлис, Н.И. Рогожников, И.П. Офлиянц. Со многими из них дружеские отношения сохранились и по сей день. Работу в мастерской выполняли самую разную – от скучных вывесок до подготовки выставок. Здесь же Ольга познакомилось с техникой кундаль, ставшей одной из самых любимых. Техника эта имеет давние традиции, она очень трудоемкая и затратная. Для создания панно используют смесь из цемента и специального клея. Задача художника – очень быстро и чётко нанести сначала рельефный рисунок, а затем, когда он высохнет, расписать красками.

В технике кундаль Ольга делает самые разные по тематике и настроению работы. Это и пронзительная «Дорога жизни», и декоративные «Свиристели», и очень смешные и добрые «Подружки» (портрет её собачек).

Кундали Ольги Нечаевой — особенные, почти в каждом из них она использует разную «мелочёвку», которая окружает нас в повседневной жизни. В аппетитном «Натюрморте с чашками и круассанами» — это часть настоящего заварочного чайника, в интерьерных корабликах – металлические крючки, скобки, шайбы, настоящая сеть и верёвки. Панно «Три рыбки» вообще началось с найденной художницей бусины, в которой она сразу видела рыбий глаз. Или вот натюрморт с рыбой и луком. Как его оживить? Да просто добавить к объемным луковкам настоящие луковичные донца с корешками, да пристроить в уголке настоящую дольку чеснока, и вот работа уже заиграла новыми красками, её интересно разглядывать – а что же ещё придумал художник?

Панно «В ожидании путины» – одно из лучших. На фоне сохнущих рыбацких сетей лежат кверху дном объёмные лодки, перед ними – ещё более объёмные прибрежные валуны, на которых  расположилась очень бойкая чайка, нахально и зорко высматривающая рыбаков с уловом. Элементы композиции разного объёма создают глубину и ощущение  3D–эффекта. Вообще, чайки, рыбки, кораблики, лодки постоянно появляются на картинах и панно художницы. Это не случайно – несколько лет её жизни прошли в рыбацком городе – Новой Ладоге.

Отдельная большая тема в творчестве Ольги – животные. Знали бы вы, сколько котов и собак подобрано ею с улицы! Она их нежно любит и тонко чувствует характер и настроение каждого своего питомца, поэтому и портреты их получаются очень живыми и трогательными. Замечали ли вы, что и обычные кошки, а не только сказочный Чеширский кот, могут улыбаться? Вот «Маша с дочкой» — кошка просто излучает материнское тепло и счастье. Воплощение достоинства — усатый Вася —  приоткрыл один глаз и строго поглядывает за тобой. «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус…» — мог бы сказать хитрющий Котофей, вполоборота повернувшийся к зрителю и явно затевающий какую-то проделку. Игривые Венера с Кузей разматывают клубки. И все они – любимые члены одной большой семьи.

У каждого человека есть в сердце уголок, где хранятся воспоминания о том беззаботном времени, когда деревья были большими, когда были живы бабушки и дедушки, когда солнце светило ярче, небо было выше, а трава зеленее. Именно в это счастливое состояние детства погружает зрителя композиция «Лето» из нескольких панно. Жаркий летний полдень, маленькая Оля, постоянно сбегавшая из дома на дамбу, прячется от зноя под огромным листом лопуха. Воздух наполнен стрекотом кузнечиков, звоном стрекоз. Вот одна из них с радужными крылышками присела рядом на листок, скользят по зеркальной  глади воды водомерки – так интересно за ними наблюдать. Приземлилась на пальчик божья коровка: «Божья коровка, улети на небо…» — кто же не повторял в детстве это «заклинание»! Мир вокруг — огромный, красочный, полный жизни, запахов и звуков. И это детское ощущение Ольга Нечаева удивительно точно передаёт в своих работах.

Любителям живописи тоже есть на что взглянуть: пейзажи, натюрморты, букеты. Масло, акварель, пастель – на любой вкус. Ольга — человек в хорошем смысле слова беспокойный. Ей скучно в тесных рамках одного направления, поэтому она постоянно пробует что-то новое. Так появились в её собрании витражи, коллажи, аппликации. Ольга является постоянным участником городских и областных художественных выставок, её работы находятся в частных коллекциях не только в России, но и за рубежом. Вот и на нашей выставке несколько картин и панно уже обрели новых владельцев. В ближайших планах – принять участие в Международном конкурсе ёлочной игрушки «Создай экспонат для Эрмитажа». Мы желаем Ольге удачи, а также  «поймать неуловимое, непостижимое понять». Нам кажется, это ей уже отчасти удалось.

Юлия Аитова