Июньский «Новый мир»

Анонс июньского (№ 6, 2021) номера журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Александр Мелихов. Жизнеописание Мишеля Z. Повесть

Именем «Мишель Z.» в названии повести обозначен Михаил Зощенко – перед ними развернутое жизнеописание Михаила Зощенко, однако жизнеописание это составлено так, как если бы оно вышло из-под пера самого Зощенко, превратившего своего героя в одного из персонажей своих ранних рассказов. Чего в этом тексте нет, так это полагающегося авторам биографий пиетета перед своим героем. Это проза художественная с абсолютной свободой автора на оценки –  у Мелихова образ условного Зощенко и уникален, и предельно типичен для русского писателя, вынужденного выживать в сталинскую эпоху. В отличие от множества биографических очерков о Зощенко, в повести много внимания уделено личной (сугубо личной) жизни писателя, и при том что это произведение художественное, здесь чувствуется серьезная документальная основа.

 Владимир Варава. Синева. Рассказы 

Художественная проза философа, знакомого читателю по публикациям его эссе в «Новом мире», в которой автор делает попытку не столько сформулировать свою мысль, сколько изобразить ее в чувственном – «предмысленном» – образе. Цитата: «Стая птиц, прилетевшая тем утром, испугала и насторожила. Меня разбудил сильный внезапный шум; едва очнувшись, я выбежал во двор и увидел, как на крышу моего дома опустилось серое облако, состоявшее из больших и маленьких птиц какой-то одной породы. Они сидели тихо и смирно, странно затаившись в своем глухом молчании, словно выжидая какой-то вести. ″Откуда здесь столько птиц, тем более в такое время?″ – подумал я. Не найдя никакого объяснения, я решил немедленно как можно дальше и глубже уйти в лес, чтобы побыть там некоторое время вне себя и своих дурных предчувствий…»

Наталья Ключарева. Вынул ножик из кармана. Рассказы

Рассказы про школу, про отроческие годы, про юность, что в прозе Ключаревой означает: рассказы про предельное напряжение почти непосильного для ее героини противостояния с одноклассниками, третирующими беспомощного перед их жестокостью учителя; про то, чего может стоить для подростка защита собственного достоинства; про непереносимое почти чувство одиночества, про тоску по любви в юности.

Александр Климов-Южин. Пчелы и люди. Рассказы

Своеобразный вариант лирико-философской деревенской прозы: два рассказа о том, как современный человек обрывает свои связи с жизнью окружающей его природы, продолжением которой он был изначально.

Георгий Панкратов. Всё ничего. Рассказ

Рассказ о жизни, спящей в как бы бодрствующем человеке, и о возможности ее пробуждения.

СТИХИ

Подборка стихотворений Владимира Салимона «Дорогая моя, ненаглядная», Натальи Бельченко «К любимым голосам», Михаила Немцева «Положа руку на сердце», Артёма Скворцова «Помните, дети», Аркадия Штыпеля «Косолапые лексиконы»

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Джузеппе Джоакино Белли (1791 1863). Римские сонеты. Перевод с итальянского, вступление и примечания Евгения Солоновича

«В апреле 1838 года Гоголь писал из Рима своей ученице М.П. Балабиной: «…вам, верно, не случалось читать сонетов нынешнего римского поэта Belli, которые, впрочем, нужно слышать, когда он сам читает, В них, в этих сонетах, столько соли и столько остроты, совершенно неожиданной, и так верно отражается в них жизнь нынешних транстеверян, что вы будете смеяться, и это тяжелое облако, которое налетает часто на вашу голову, слетит прочь вместе с докучливой и несносной вашей головной болью»…» –

«Занятия, пока не надоело,

Менял, – с трудом хватало на харчи.

Зарез, хучь криком день и ночь кричи,

Стал сводником – и сразу полегчело.

Вперед смотрю, судьбе спасибо, смело.

А как же? Заработал – получи.

По счастью, не скупятся богачи,

Платить не жалко за благое дело.

… … …»

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Юрий Кублановский. Одиннадцатый. Окончание

Дневниковые записи 2011 года, изначально писавшиеся как художественная исповедальная проза и как хроника своей «интеллектуальной жизни».

 Евгений Деменок. «Письмо от Петникова, как всегда, изящно написанное и дружественное». К переписке Давида Бурлюка и Григория Петникова

Письма поэта Григория Петникова (1894 – 1971), в молодости примыкавшего к футуристам, имевшего несколько личных встреч с Давидом Бурлюком в десятые годы прошлого века, а после эмиграции Бурлюка продолжившего их общение эпистолярно – в публикации приводятся письма начала 30-х годов прошлого века и 60-х.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Андрей Ранчин. Против течений. О новой биографии Лескова и ее герое

Статья Ранчина написана как подробный разбор книги Майи Кучерской «Николай Лесков. Прозёванный гений», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», которая уже сама по себе стала заметным событием в нашем литературоведении, но в данном случае разбор содержания этой книги стал для Ранчина еще и возможностью поговорить о самой фигуре Лескова в русской литературе.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Денис Ларионов «Назад в прошлое» – о книге: Александр Соболев  «Грифоны охраняют лиру» CПб., «Издательство Ивана Лимбаха», 2021;

Владимир Ларионов «Деревянный народ» – о книге Андрей Рубанов «Человек из красного дерева». М., «АСТ: Редакция Елены Шубиной», 2021;

Юлия Подлубнова «Небо Санникова» – о книге: Андрей Санников. Собрание стихотворений. Редактор-составитель Сергей Ивкин. Екатеринбург; М., «Кабинетный ученый», 2021;

Василий Костырко «Что подразумевает символ» – о книге: Гоготишвили Л. А. Лестница Иакова: архитектоника лингвофилософского пространства. Составитель, автор вступительной статьи и примечаний. И. Н. Фридман; ответственный редактор С. В. Федотова. М., Издательский Дом ЯСК, 2021.

СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ

Ирина Светлова. Непостижимое

«Фантастика возникла как жанр, обращенный в будущее. Людям, наблюдавшим невиданную техническую революцию XIX века, не терпелось представить себе, каких еще вершин достигнет научная мысль, чтобы расширить возможности человека и облегчить его труд. Натаниэль Халперн в своем сериале «Рассказы из Петли» («Tales from the Loop», 2020), основанном на одноименном графическом альбоме Саймона Столенхага, создал странный вневременной мир, отдельные футуристические элементы которого, напротив, оказались утоплены в прошлом…»

МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

Мария Галина. Куда ни кинь

Очередной обзор Галиной начинается с констатации появления нескольких фантастических романов, которые автор считает событием в современной фантастике – романов Кирилла Фокина «Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091», «Жизнь Ленро Авельца», «Смерть Ленро Авельца». Написанные в «крупной форме», романы Фокина в отличие от популярных у издателей трэшевых безразмерных сочинений «с патриотическим или постапокалиптическим уклоном» представляют собой серьезную попытку создания образа будущего, попытку, предпринятую талантливым прозаиком и одновременно профессиональным политологом.

Источник: http://www.nm1925.ru