27 июня в Новую Ладогу прибыла флотилия судов во главе с императрицей Екатериной II.
Екатерина II трижды приезжала к низовьям реки Волхов. Еще будучи великой княгиней, женой наследника Петра Федоровича, она посетила в 1747 году Зеленецкий монастырь и Старую Ладогу. В 1765 году Екатерина совершила поездку по Ладожскому каналу.
В июне 1785 года Екатерина совершила плавание по всей длине реки Волхов.
В одном из старых путеводителей по Новгороду, изданном в 1891 г., было написано: «Пройдя мост по берегу Волхова, вдоль кремлёвской стены, вы заметите на довольно высоком холме старое каменное здание, обнесённое деревьями; в нём сохраняется сделанная из соснового дерева барка, на которой императрица Екатерина II совершила путешествие по Волхову и Мсте в 1785 г. и которая подарена была ею новгородскому дворянству». (С.З. Бураковский. Путеводитель по Новгороду и его окрестностям. Новгород. 1891. С. 85.)
Поводом для этого путешествия 1785 г. стало желание Екатерины II посетить Вышневолоцкую водную систему и «самолично» осмотреть все её важнейшие гидротехнические сооружения. В поездке императрицу сопровождали: генерал-фельдмаршал князь Г.А. Потёмкин, обер-шталмейстер Л.А. Нарышкин, обер-камергер граф И.И. Шувалов, графы А.С. Строганов и А.П. Ермолов, статс-секретарь С.Ф. Стрекалов, тайный советник граф А.А. Безбородко, генерал-майор А.И. Левашов, вице-президент Адмиралтейств-коллегии генерал-аншеф граф И.Г. Чернышёв и другие, а также иностранные дипломаты: австрийский посол граф Л. фон Кобенцель, английский и французский посланники: графы А. Фицгербет и Л.-Ф. де Сегюр.
Путешествие началось 24 мая 1785 г. Из Царского Села выехали в дорожных экипажах и около 1200 вёрст проделали сухим путём.
На Потерпелицкой пристани, что на реке Мсте близ Боровичей, пересели на речные суда, и весь остальной путь Екатерина II совершила водою: по нижней части Мсты, озеру Ильмень и Волхову. Для этого заранее была собрана флотилия, состоящая из 30 речных судов, различной величины и назначения. Судно для самой императрицы было построено в Боровичах, а для свиты и обслуги – в Вышнем Волочке, Боровичах и на Потерепелицкой пристани. Руководил постройкой судов обер-интендант флота вице-адмирал П.И. Пущин. Под его наблюдением «все суда были оснащены, снабжены лоцманами и рабочими, одетыми в новые зелёные кафтаны с серебряными галунами, с красными кушаками и в шляпах с красными лентами». (Судоходный дорожник Европейской России. СПб., 1855. Ч. II, отд. 1. Стр. CLXXVI-CLXXVII.)
Французский посланник Сегюр отмечал, в частности отмечал, что «мы все пересели в красивые галеры, особенно великолепной была галера, предназначенная для императрицы. В той, где поместили Кобенцеля, Фитц-Гербета и меня, были три изящно убранных комнаты и хор музыкантов, будивших и усыплявших нас сладкой музыкой». (Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785-1789). СПб., 1865. С. 84.)
В свиту Екатерины II «для снятия видов» входил и художник М.М. Иванов, зарисовавший её путешествие по Вышневолоцкому водному пути. Альбом его акварельных рисунков, хранящихся в Государственном Русском музее, даёт нам возможность зрительно представить, как это происходило.
Вид флотилии представлял особенно великолепное зрелище, когда она, спустившись по Мсте, достигла озера Ильмень, покрытого множеством украшенных цветами и лентами судов и лодок. Раздавалось пение, играла музыка; крестьяне и крестьянки в нарядных одеждах приближались к флотилии императрицы, радостно приветствуя свою государыню.
Ниже Потерпелицкой пристани по маршруту следования императрицы были устроены 17 особых станций, то есть мест остановок, «для ночлега и обеденного стола», куда заранее были отправлены «придворные служители» и заготовлены необходимые припасы, по Мсте – 10, а по Волхову – 7 станций, в среднем – около 30 вёрст одна от другой.
В продолжение всего путешествия Екатерина II не переставала заниматься государственными делами, в том числе и внешнеполитическими.
В Новую Ладогу императрица прибыла 16 июня, следовательно, весь путь на судах от Потерпелицкой пристани продолжался 8 дней, а считая от Вышнего Волочка – 10 дней. 17 июня Екатерина II покинула Новую Ладогу, а спустя два дня императорская флотилия уже вплывала по Неве в С.-Петербург, о чём было напечатано в столичных новостях.
Екатерина II была очень довольная этой поездкой, «как самой весёлой», которая «когда-либо бывала на свете», и после прибытия в Новую Ладогу изволила щедро наградить тех, кто обеспечил ей это приятное и благополучное путешествие. Во время пребывания в Новой Ладоге, императрица в именном указе предложила директору водяных коммуникаций генерал-поручику Н.П. Архарову принять необходимые меры по улучшению Вышневолоцкой водной системы, в частности перестроить деревянные бейшлоты и шлюзы в гранитные, и улучшить бичевник по Мсте и Волхову:
«Господин Генерал-Порутчик Архаров!
Осмотрев многие части до водяных коммуникаций касающиеся, Мы ожидаем от вас известного усердия к службе Нашей, что оныя не только сохранены будут в добром состоянии, но что вы рачением вашим и подчинённых ваших достигнете и совершения всех тех работ, кои к облегчению и обеспечению сих коммуникаций нужны, а именно: во первых отделкой каменных шлюзов; второе проложением бечевника по рекам Тверце, Мсте и Волхову, сделав оной по возможности удобным на всякое время и утвердя сообщение его чрез реки и ручьи прочными мостами, и третие приведением в исполнение работ, за необходимое и полезное признаваемых. Для сего представьте Нам подробное изъяснение всех таковых работ со сметами, дабы Мы сверх обыкновенных доходов водяных коммуникаций на успешное всего того производство могли назначить и большую сумму. Пребываем всегда вам благосклонны. Екатерина»
Практическим результатом поездки Екатерины II явился указа об отпуске ежегодно суммы в 40 тысяч рублей, для реконструкции и поддержании в рабочем состоянии Вышневолоцкой водной системы. (Э.Г. Истомина. Водные пути России во второй половине XVIII – начале XIX века. М., 1982. С. 138.)
По статье Владимира Чепелева
Всех, кто заинтересовался и хочет подробнее узнать об этом путешествии Екатерины II, отсылаем к статье историка Владимира Чепелева «Как Екатерина Великая по Волхову ходила», опубликованной в №5 (251) журнала «Катера и яхты» за 2014 год. Скачать статью можно здесь: Чепелев В. Как Екатерина Великая по Вохову ходила» (Скачать)