Новый мир в июне

Анонс июньского (№ 6) номера журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Сергей Золотарёв. Мертвые души в поисках утраченного времени. Повесть

Повесть, написанная по мотивам мировой литературы – от «Мертвых душ» и «Ураченного времени» до прозы Платонова и нынешних стилистик фантасмагоричной прозы, с персонажами в меру реальными, в меру условными, живущими по законам создаваемой автором в этой прозе жизни, с наличием и острого, криминального почти, сюжета и некой философской отстраненности повествователя от плоти изображаемой жизни – короче, перед нами еще один вариант, как было принято когда-то говорить, сегодняшней «авангардной прозы».

Цитата: «Крылов входил в Извинигород с подветренной стороны. Звезды падали в землю, замедляясь до кольчатых червей. Серебро бревенчатых домов. Высокая колокольня по левую руку. Дом на обрыве. Холмы, похожие на наколенники для долгого стояния земли. Земля, обратившаяся в атмосферный столб» — фразы, которыми автор начинает свою повесть.

Дмитрий Данилов. Выбрать троих. Пьеса

Новая пьеса Данилова с «коронавирусным» сюжетом: представляет собой запись видеоконференции в сети пятерых членов одной семьи, собранных главой семьи на совет. Предстоит ужесточение карантинных мер в государстве, в частности, сведение личных контактов граждан до трех человек. И герои пьесы пытаются определиться, кто с кем останется, ну а автор, наблюдая за ними, размышляет о том, что в сегодняшнем нашем мире связывает людей реально.

Вечеслав Казакевич. Грозовая лампа. Рассказ.

Свет керосиновой лампы, проливной дождь за окном, голос отца, читающего вслух «Тараса Бульбу», и фантастический мир, который возникает в воображении мальчика, слушающего текст Гоголя, мир, коему суждено будет потом продолжиться в жизни сильно повзрослевшего мальчика.

Алена Солнцева. Одна не совсем обычная деревня. Очерки

Не совсем «обычной» описываемую «деревню» Щелыково, расположенную в 450 километрах от Москвы, делает один из давних ее владельцев, драматург А. Н. Островский. Собственно с «местной истории» Островского, достаточно драматичной, автор и начинает свое документальное  повествование о Щелыково и близлежащих деревнях, об их обитателях и сегодняшних сюжетах здешней жизни.

Владимир Березин. Идеальная зона. «Забытый эксперимент» братьев Стругацких

Про художественный образ зоны, созданный братьями Стругацкими в романе «Пикник на обочине» (1972) и в более раннем рассказе «Забытый эксперимент» (1959) , про смысловое его наполнение в творчестве двух фантастов, а затем и в той возникшей после их романа традиции употребления образа аномальной зоны в нынешней культуре, обогащенной, увы, еще и образом  абсолютно реальной – Чернобыльской зоны отчуждения.

СТИХИ

Подборки стихотворений Григория Кружкова «Люди смотрят», Леты Югай «Листок и часики», Артёма Скворцова «Закрыт проект ″Литература″», Наталии Черных «Бетховен 3579»; маленькая поэма Марии Галиной «Горьенна»

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Шервуд Андерсон (1876 — 1941). Из «Песен срединной Америки». Перевод и вступление Ольги Аникиной

Мы привыкли считать Шервуда Андерсона одним из классиков американской прозы ХХ века, тогда как для англоязычного читателя Андерсен в неменьшей мере еще и поэт; сегодняшние исследователи его творчества поэтику его модернисткой прозы во многом выводят из строя художественного мышления Андерсена-поэта. «Новый мир» предлагает знакомство с малознакомым для большинства из нас Шервудом Андерсеном.

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Дмитрий Бавильский. Искусство карантина. Коронанарратив-2      

Наша сегодняшняя повседневная жизнь, в данном случае «карантинная» (в варианте Челябинска) как художественная проза, то есть жизнь, изображаемая в слове с особой подсветкой, дающей возможность в бытовом улавливать бытийное.

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА.

Елена Югай. Портрет стихотворения в интерьере: практика чтения. Коммуникативная дисфункция художественного высказывания в ситуации неопределенности

К вопросу: зачем люди читают стихи? Как они это делают? (то есть каковы «практики» и «стратегии» чтения стихов сегодня) Автор статьи анализирует формы наших взаимоотношений с поэзией, используя понятия «практики» и «стратегии»; ну а материалом для статьи исследовательницы (она же поэт Лета Югай) «стал ряд ″глубинных интервью″, ″включенное наблюдение″ (чаще одним исследователем, реже группой) в период с конца января до начала марта 2020 года и мониторинг соцсетей в период с 14 по 23 марта»

МИР ИСКУССТВА

Марина Кузичева. Слово, музыка, силовой луч. К вопросу об «исполняющем понимании»              

Размышление над вопросом, «возможно ли соединение поэзии и музыки, не просто как наложение, но как взаимное проникновение с полным сохранением ими своей природы?» В своем размышлении автор обращается, в частности, к творчеству Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама, а также к анализу творческих манер пианистов – Генриха Нейгауза (в статье анализируется стихотворение Мандельштама «Рояль», написанное под впечатлением игры Нейгауза) и Владимира Софроницкого.

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Михаил Горелик. Русский европеист

«Русским европеистом» автор называет Георгия Александровича Лесскиса (1917 – 2000) – лингвиста, педагога, литературоведа, входившего в тонкий, увы, круг «элитарной подсоветской интеллигенции, в который входили Андрей Зализняк, Вячеслав Вс. Иванов, Юрий Лотман, Елеазар Милетинский, Леонид Пинский, Григорий Померанц, Владимир Топоров, Наталья Трауберг…» – «Все они были диссидентами – только их диссидентство носило не политический, а культурный и интеллектуальный характер».

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Антон Азаренков. «Тоны музыки земной». Александр Твардовский об искусстве поэзии

Представление взглядов Твардовского (поэта и редактора) на поэзию автор начинает с эпизода, в котором Твардовский отказался публиковать стихи Бродского в «Новом мире». Однако, по словам Бродского, «столкновения» не случилась, была только «встреча». Более того, Твардовский был готов продолжить их контакты, но продолжения не захотел уже сам Бродский. «Символического конфликта между ″первой″ и ″второй″ культурой не случилось; Твардовский запомнил Бродского как ″противноватого, но безусловно одаренного парнишку″, Бродский называл Твардовского человеком энергичным, однако ″несчастным и загубленным″, похожим на директора завода. Впрочем, в этом эпизоде все же можно усмотреть некий историко-литературный смысл: линии российской словесности расходились просто и навсегда, чем дальше, тем более ощущая обоюдную инаковость и потусторонность». Статья Азаренкова – о природе этой «инаковости».