«Театр ничуть не безделица…»

1 апреля в библиотека-филиал №4 КИЦ им. А.С. Пушкина пригласила своих читателей на литературно-музыкальную композицию, посвященную 210-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Предлагаем вашему вниманию статью об этом мероприятии корреспондента Л. Соловьевой, опубликованную в газете «Провинция.Северо-Запад» от 5 апреля (№18):

«Театр ничуть не безделица…»
1 апреля 210 лет назад родился замечательный русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Этому дню в библиотеке Дома культуры «Железнодорожник» была посвящена литературно-музыкальная композиция «Театр ничуть не безделица…» (Гоголевские сюжеты). Если сказать ещё проще – собравшимся был показан моноспектакль в исполнении заведующей филиалом № 4 Волховского городского культурно-информационного центра имени А.С. Пушкина О.Г. Снигирёвой.

В Год театра, цель которого – сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции, достижения, усовершенствовать организацию театрального дела, привлечь внимание к театральному образованию – такие моноспектакли очень актуальны.
Ольга Геннадьевна просто заворожила своим голосом и рассказом о жизни и творчестве Гоголя. Заставила вспомнить его знаменитейшие произведения, подкрепляя их показами отрывков из фильмов, спектаклей и балета «Тарас Бульба» на музыку советского композитора В.П. Соловьёва-Седого.

Вот что говорила О. Снигирёва гостям читального зала: «Интерес к сценическому действу у Гоголя проснулся ещё в детские годы. Отчасти — под влиянием знакомства с украинским народным театром, вертепом. Но, в первую очередь — благодаря отцу, который сам сочинял комедии на украинском языке, сам ставил их в домашнем театре своего дальнего родственника и влиятельного покровителя Д.П. Трощинского и сам же играл в них главные роли. Будущий писатель унаследовал от отца не только пристрастие к театру, но и способность к сценическому перевоплощению.

Эти склонности сполна проявились в годы обучения в Нежинской гимназии высших наук, где Николай был одним из заправил ученического театра, выступая в качестве автора пьес, режиссёра, оформителя декораций и  актёра. Ему доставались преимущественно комические роли, которые он исполнял так, что публика покатывалась со смеху. Ободрённый успехом на гимназической сцене, Гоголь после переезда в Петербург предпринял попытку стать актёром. Явившись к директору Императорских театров князю Гагарину, он изъявил желание поступить на сцену, и тотчас же был направлен на испытание к авторитетному знатоку актёрского искусства, однако, вопреки ожиданиям, с экзаменом не справился. Трудно сказать, что сыграло решающую роль — сильное смущение экзаменуемого или предубеждённость экзаменатора, предпочитавшего естественной и простой манере чтения Гоголя старомодную,  во  многом  искусственную декламацию, — но только испытание обернулось для молодого человека полным провалом. Приговор экзаменатора гласил, что у прослушанного им претендента в актёры нет «решительно никаких способностей для театра» и что его можно использовать в спектакле «разве что на выход» (так на театральном языке назывались люди, которым поручалось на сцене выносить письма, подавать стулья и совершать прочие «подсобные» действия). Забавно, что спустя каких-нибудь пять-шесть лет после упомянутого приговора «забракованный» для театра писатель, уже прославивший своё имя книгами «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», написал гениальную комедию «Ревизор», которая произвела настоящий взрыв на русской сцене.
О Николае Васильевиче Гоголе можно много и долго рассказывать. Полтора часа пролетели как один миг. Наградой Ольге Геннадьевне были слова благодарности и аплодисменты. Очень жаль, что на этом спектакле отсутствовали школьники, студенты, люди среднего возраста, которым наверняка было бы полезно послушать о жизни не только писателя, но и об истории своей страны. Будем ждать следующих, таких же интересных встреч.

Лариса СОЛОВЬЁВА