Анонс июльского (№ 7, 2021) номера журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Олег Ермаков. По дороге в Вержавск. Главы романа
Новая историческая проза Ермакова о русской деревне 20-30-х годов прошлого века, повествование которой сочетает авторскую сориентированность на историческую достоверность с поэтикой исторического предания, со сказовой, отчасти игровой интонацией, за которой движение мысли автора, наблюдающего за тем, что и как двигало историю России сто лет назад.
Анатолий Гаврилов. Под навесами рынка Чайковского. Выбранные места из переписки со временем и пространством. Предисловие Евгения Попова
Как демонстрирует новая публикация прозы Анатолия Гаврилова, пользующегося репутацией предельно немногословного писателя, на самом деле пишет он много, пишет, как сообщается в предисловии, практически каждый день, используя жанр фейсбучного поста и при этом не изменяя своей, уже можно сказать, классической стилистике. Журнал предлагает собрание короткой прозы, каждый фрагмент которой – самостоятельная миниатюра, и при этом они образуют единый поток повествования. Цитата: «В палисадниках цветы запоздалые, как и все остальное»; «Октябрь, хорошая погода, нужно бы прогуляться, но лежишь и вспоминаешь прошлое, но лучше бы не вспоминать. Являются люди, которых уже нет».
Сергей Костырко. По ту сторону изображения. Три рассказа
Рассказы про то, как привычный нам мир вдруг обнажает в видоискателе фотокамеры свою изнанку; про то, какую уже как бы самостоятельную жизнь продолжают вести наши фотографии в сети; про то, зачем на самом деле мы ходим в музеи и от чего спасает нас наша так называемая тупость; три закадровых диалога, которые автор пытался вести с Кортасаром и Пу Сунлином, с Борхесом и с Зебальдом.
Даша Матвеенко. Ладожский лед. Рассказ
В рассказе – 183… год, Васильевский остров, превращенный вздыбившейся подо льдами Невой в «огромную льдину, растущий сугроб» и отрезанный от остального города; метель, на которую в окно смотрит профессор Санкт-Петербургского университета, размышляющий о том, как переправить подписчикам через реку очередной номер редактируемого им журнала (очень похожего, видимо, на знаменитую «Библиотеку для чтения») и пытающийся почувствовать, что на самом деле означает вот это его снежное заточение посреди города.
СТИХИ
Подборки стихотворений Елены Сунцовой «Песни и дирижабли», Елены Гродской «При светлых печалях», Михаила Синельникова » Черника Черчилля», Станислава Минакова «Золотой мотылёк», Сергея Михайлова «Земля насытилась»
КОНТЕКСТ
Алексей Балакин. Реальность и литература в рассказе Юрия Казакова «Нестор и Кир»
О том, как писался этот рассказ, вошедший в знаменитую книгу Казакова «Северный дневник», о том, кем были прототипы его героев, и о сюжете, который возник уже поверх содержания рассказа — сюжете противостояния этого рассказа духу тогдашнего изображения колхозной жизни в советской литературе.
Константин Фрумкин. Талантливые ученые против директоров НИИ
О том, как выглядела тема людей науки в советской литературе и почему у писателей 50-70-х годов «руководители науки, директора и заместители директоров институтов, заведующие кафедрами становились «отрицательными персонажами»».
МИР ИСКУССТВА
Сергей Беляков. Кино, театр и музыка в жизни Георгия Эфрона. Главы из книги «Парижские мальчики в сталинской Москве»
Главы из будущей книги о сыне Марины Цветаевой Георгии (Муре), который пытался заставить себя полюбить страну Советов и принять все советское вопреки тому, что происходило с самыми близкими ему людьми, в частности об увлечении его советским официозным кинематографом; публикация содержит также достаточно развернутую картину советского кино- и театрального искусства перед самым началом войны.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Кирилл Корчагин. Между Уолтом Уитменом и битниками: Вениамин Блаженный и Ксения Некрасова
О творчестве двух замечательных русских поэтов, для широкой публики оставшихся на «периферии литературного процесса», в неожиданном дискурсе, выстроенном критиком, в котором поэзия Некрасовой выглядит естественным развитием уитменовской традиции в русском изводе, так же как и Блаженного, по мнению автора, следует считать «продолжателем эмерсоно-уитменовской традиции, трансформировавшем свойственный ей несколько размытый «пантеизм» в новую религиозность».
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Елена Михайлик. Было/не было, о книге: Олег Лекманов. «Жизнь прошла. А молодость длится…» Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой «На берегах Невы»;
Александр Чанцев. Любовь даже выпрямляет кривизну отдаления, о книге: Ханс Хенни Янн. Река без берегов: Эпилог;
Евгения Риц. Просвещение как возрождение, о книге: Евгений Стрелков. Сигналы. Стихи 2019 — 2020;
Алексей Антошин. Гимн жизни, когда вокруг смерть, о книге: Павел Полян. «Если только буду жив»: 12 дневников военных лет.
КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
Новый порядок
О фильме мексиканского режиссера Мишеля Франко «Новый порядок», получившего на кинофестивале в Венеции 2020 года гран-при – «новейшая антиутопия, квинтэссенция страхов пост-ковидной эпохи», которая одновременно может рассматриваться еще и как фильм, знаменующий «конец эпохи насилия».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ
Книги: выбор Сергея Костырко
Уильям С. Берроуз «Досье Берроуза», Александр Стесин «Птицы жизни», Светлана Бойм «Другая свобода. Альтернативная история одной идеи».
Источник: http://www.nm1925.ru/