Июль прошлого года я провела в гостях у наших белорусских родственников в Брестской области. В один из дней мы побывали в удивительно уютном городке Кобрине и посетили интереснейший местный военно-исторический музей им. А.В.Суворова.
В одном из залов музея моё внимание привлекла фотовыставка «Метроном памяти», посвящённая истории 123-го истребительного авиационного полка. Всегда восхищалась мужеством и героизмом военных лётчиков (мой любимый фильм о войне «В бой идут одни старики»). Поэтому фотовыставку изучила очень внимательно, много фотографировала. А когда узнала, что 123-й истребительный авиационный полк принимал активное участие в боях за Ленинград и защищал Дорогу жизни, то, конечно же, захотелось узнать более подробно о героях-лётчиках этого легендарного полка. О трёх из них хочу рассказать. Но сначала следует сказать несколько слов об истории этого поистине героического полка.
Полк был сформирован как 123-й истребительный авиационный полк в марте 1940 года. Вначале вошёл в состав военно-воздушных сил Белорусского особого военного округа, а затем в состав Военно-воздушных сил 4-й армии Западного особого военного округа.
Накануне войны полк базировался на Кобринском аэродроме и первым принял удар врага 22 июня 1941 года. Лётчики-истребители вели ожесточённые бои с превосходящими силами люфтваффе и сбили 30 самолётов противника. При этом полк понёс тяжелейшие потери (к 14 часам оставалось лишь 15 исправных машин). До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Бреста, Пинска, Бобруйска.
1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром подмосковного Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 1941 года переучивался на истребители Як-1.
123-й истребительный авиаполк входил в состав авиации ПВО, и поэтому его лётчики вступили в первые воздушные схватки с врагами на подступах к Москве в конце июля 1941 года.
В сентябре полк был переброшен под Ленинград, в район Тихвина.
В конце ноября 1941 года 123-й ИАП получил боевую задачу прикрывать Дорогу жизни, проложенную по льду Ладожского озера и соединявшую блокированный врагом Ленинград с Большой землёй. Немецкие самолёты почти ежедневно атаковали мыс Осиновец, остров Большой Зеленец, Кобону, наносили удары по колоннам автомашин на льду Ладоги, разрушали бомбами молодой, ещё не окрепший лёд на трассе.
Авиационное прикрытие Дороги жизни осуществлялось путём патрулирования в течение светлого времени дня групп истребителей численностью от 3 до 9 машин. При этом каждый лётчик полка выполнял в день по 3-4 боевых вылета. На вооружении 123-го авиаполка в то время были устаревшие И-16, уступающие в скорости не только немецким истребителям Ме-109 и Ме-110, но и некоторым бомбардировщикам. Налёты на Дорогу жизни обычно совершались большими группами вражеских самолётов, и нашим истребителям приходилось вести бои с численно превосходящим противником.
22 ноября 1942 года за успехи, достигнутые в боях с врагами, добросовестное выполнение заданий командования и проявленные при этом личным составом мужество и высокое воинское мастерство 123-й истребительный авиационный полк был преобразован в 27-й гвардейский ИАП.
Участвуя в январских боях по прорыву блокады, лётчики 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка сбили 21 вражеский самолёт, в том числе по 4 машины тогда уничтожили Ириней Беляев, Александр Карпов, Дмитрий Николаев. Лётчики-асы, все трое — Герои Советского Союза, один из них дважды Герой…
Беляев Ириней Фёдорович
Родился 23 августа 1914 года в деревне Крюково, ныне Бабушкинского района Вологодской области, в крестьянской семье. Жил в Алтайском крае. В 1932 году окончил Бийское педагогическое училище. Работал секретарём райкома комсомола в городе Киселёвске Кемеровской области. В 1936 году был призван в Красную Армию и направлен в авиационное училище. В 1939 году Беляев окончил школу военных лётчиков в городе Пермь и направлен в истребительный авиационный полк на западной границе страны.
Уже 23 июня 1941 года в составе 123-го истребительного авиаполка И. Ф. Беляев участвовал в воздушных боях в небе Белоруссии. В начале июля 1941 года в подмосковном Монино полк был перевооружён на истребители Як-1 и затем включён в 6-й истребительный авиационный корпус ПВО. Старший лейтенант Беляев вместе лётчиками полка защищал небо столицы от налётов вражеских бомбардировщиков. Вскоре был назначен заместителем командира 1-й эскадрильи.
В сентябре 1941 года полк, ставший в ноябре 1942 года 27-м гвардейским, был переведён в состав 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО. С этого времени лётчик-истребитель И.Ф. Беляев защищал ленинградское небо, прикрывал объекты на западном берегу Ладожского озера и западный участок ледовой трассы «Дороги жизни».
К июлю 1943 года гвардии капитан И. Ф. Беляев произвёл 365 боевых вылетов. В 65 воздушных боях он сбил лично 11 и в группе — 6 самолётов противника.
2 июля 1943 года командир полка Гвардии полковник Мажаев оформил представление на присвоение И.Ф. Беляеву звания «Герой Советского Союза».
7 июля 1943 года это представление подписал командир 7-го истребительного корпуса ПВО Полковник Н.Д. Антонов. Но…
8 июля 1943 года в воздушном бою с истребителями в районе посёлка Синявино Ленинградской области Гвардии капитан И.Ф. Беляев был сбит. Горящий самолёт упал на занятой врагом территории.
Место падения самолёта Беляева тогда не было найдено, судьба лётчика оставалась неизвестной. Представление к высокому званию был сдано в архив. Семье сообщили, что гвардии капитан Беляев «не вернулся с боевого задания», то есть «пропал без вести».
Уже в наши дни в районе населённого пункта Красный Бор, под Ленинградом, в торфяном болоте был найден сбитый истребитель. В планшетке лётчика обнаружили фрагмент письма «Беляеву И…» Останки пилота были торжественно перезахоронены в городе Щёкино Тульской области, где жила его семья.
Но ещё несколько лет вдова отважного лётчика Александра Фёдоровна, однополчане вели переписку с Министерством обороны, добиваясь восстановления справедливости. Только после обращения лично к министру обороны Д.Т. Язову был достигнут результат. Указом Президента СССР от 5 мая 1991 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, командиру эскадрильи истребителей Гвардии капитану Беляеву Иринею Фёдоровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 8 мая 1991 года медаль «Золотая Звезда» (№ 11646) и орден Ленина (№ 460376) были переданы вдове Героя.
Ведомым у Иринея Беляева долгое время летал Александр Карпов, ставший позднее самым результативным лётчиком войск ПВО страны, дважды Героем Советского Союза. Лётчики, ставшие не просто напарниками, но и друзьями, вместе одержали в воздухе около 50 побед.
Карпов Александр Терентьевич
Родился 17 октября 1917 года в деревне Феленёво Перемышльского района Калужской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу в 1931 году и фабрично-заводское училище в Калуге в 1935 году. Работал слесарем на машиностроительном заводе и учился в аэроклубе. С 1939 года Александр Карпов в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С июля 1941 года младший лейтенант А.Т. Карпов в действующей армии.
Счёт боевым вылетам открыл в боях под Москвой, а с сентября 1941 года после перевода 123-го истребительного авиационного полка под Ленинград, продолжал разить врага в небе над невской твердыней, прикрывал Дорогу жизни в составе авиации ПВО Ленинградского фронта.
Начав войну рядовым пилотом, позднее был командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи. Летал на Як-1, Як-7 и Як-9.
27 января 1943 года гвардии старший лейтенант А.Т. Карпов в бою над станцией Мга уничтожил бомбардировщик «Юнкерс-88». Это был 13-й самолёт противника, сбитый известным советским асом.
В тот день на боевое задание вылетели 3 лётчика: гвардии старшие лейтенанты А.Т. Карпов, Д.С. Николаев и В.И. Потапов. Прикрывая войска, в районе станции Мга они встретили 10 бомбардировщиков в группе и 6 попарно. Гвардейцы атаковали группу, расстроили её боевой порядок и сбили 2 «Юнкерса». Карпов поджёг вражеский самолёт и преследовал его до тех пор, пока он не врезался в землю. В это время ему встретились ещё 3 «Юнкерса». Карпов развернулся в атаку, но стрелять было уже нечем. Всё же он продолжал имитировать атаки и заставил фашистских лётчиков повернуть обратно.
Один из боевых вылетов над Ладогой был особенно трудным для Карпова и его эскадрильи. Надо было прикрыть несколько транспортных самолётов Ли-2, на которых из Ленинграда вывозили детей. Для выполнения этой задачи были выделены 6 истребителей под командованием Александра Карпова. Вражеские истребители пытались атаковать строй транспортных машин, но потеряли один самолёт, сбитый точной очередью Капитана А.Т. Карпова. После этого остальные Ме-109 вышли из боя. Все Ли-2 благополучно прибыли на аэродром назначения.
Опытный лётчик-истребитель, отлично овладевший боевой техникой, Карпов умело сражался с коварным и сильным врагом. Не боясь превосходящего по силе противника, он отважно вступал в бой, выходя из него победителем.
…Утром 15 сентября 1943 года наша артиллерия открыла мощный огонь по обороне противника на Синявинских высотах. Чёткое взаимодействие пехоты и артиллерии дало свои результаты: высоты были взяты за 30 минут. В этом бою пехоту активно поддержала и авиация. Лётчики-истребители надёжно прикрывали действия штурмовой авиации. В этот день Герой Советского Союза Гвардии капитан А.Т. Карпов сбил 2 вражеских самолёта FW-190.
28 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
1 июля 1944 года Александр Карпов на самолёте Як-9 одержал свою 35 воздушную победу. Самолёт, сбитый им, оказался юбилейным — 1000 немецким самолётом, уничтоженным с начала войны в небе Ленинграда лётчиками 2-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса. Узнав об этом, Генеральный конструктор А.С. Яковлев обратился к Карпову с письмом, в котором, поздравив лётчика и его боевых друзей, писал:
«Тысяча фашистских бомбардировщиков и истребителей больше никогда не будут летать в ленинградском небе. Я горжусь, что ленинградские лётчики воюют и на самолётах «Яковлев»… Знаю, что в грядущих боях будете бить врага ещё сильнее. А мы, конструкторы, Вам поможем…»
23 августа 1944 года Александр Терентьевич Карпов стал дважды Героем Советского Союза. Но своих «Золотых Звёзд» он в повседневной жизни не носил, заявляя, что наденет их после полной победы над врагом.
Но 20 октября 1944 года гвардии майор А.Т. Карпов погиб в авиационной катастрофе: при перелёте из Таллина в Гатчину в сложных метеоусловиях (густая низкая облачность) его самолёт упал в Финский залив.
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор А.Т. Карпов совершил 519 боевых вылетов, в 130 воздушных боях сбил 29 самолётов противника лично и 8 — в группе с товарищами. 37 вражеских самолётов уничтожил этот замечательный лётчик. Он сражался с «Юнкерсами» и «Мессершмиттами», вгонял в землю «Фокке-Вульфы» и «Брустеры». Вся его боевая деятельность связана с битвой за Ленинград. Сбитые Карповым самолёты падали в Колпино, Ульяновке, Синявино, Тосно, Красном Бору, Пушкине, Выборге…
Советские люди не забыли подвиги бесстрашного воина. Он был навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 27-го гвардейского ИАП. В память о нём на его родине в Калуге установлен бронзовый бюст Героя. 7 мая 1990 года посмертно удостоен звания «Почётный гражданин города Калуги». Профессиональное училище № 1 в Калуге носит имя Героя. В честь А.Т. Карпова названа одна из улиц Калуги. В начале улицы установлена памятная доска. Ежегодно в октябре в Калуге проводятся Дни памяти А.Т. Карпова. В посёлке Левашово (Санкт-Петербург) именем А.Т. Карпова назван один из проспектов и средняя школа № 472.
Николаев Дмитрий Семёнович
Родился 7 ноября 1919 года в деревне Даниловка, Куркинского района Тульской области, в семье крестьянина. В 1933 году семья переехала в Москву. Там окончил 7 классов средней школы, затем школу ФЗУ и аэроклуб. Работал фрезеровщиком на заводе «Калибр». С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
С июня 1941 года в действующей армии. По октябрь 1941 года сражался в составе 158-го ИАП; по январь 1943 года — в 123-м ИАП (27-м Гвардейском ИАП).
Гвардии старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев в суровую военную пору выполнял различные боевые задачи: патрулировал над Ленинградом и над советскими наземными войсками, летал на разведку и штурмовку, сопровождал на задание бомбардировщики.
Памятен Дмитрию Семёновичу первый день боёв по прорыву блокады — 12 января 1943 года. Утром около командного пункта состоялся митинг личного состава. Выступая перед авиаторами, Дмитрий Николаев сказал: «На мою долю выпала высокая честь сразиться за родной Ленинград, за освобождение его от блокады. Я заверяю, что эту почётную боевую задачу выполню с честью. Все свои силы, способности и умение я приложу к тому, чтобы как можно больше уничтожить фашистских стервятников в воздухе и на земле. Я буду всюду искать их и преследовать до тех пор, пока не убью».
Эти слова юного бойца ещё не успели попасть в ежедневное политдонесение, как он схлестнулся в небе Синявина с двумя Ме-109, и один из них врезался в землю. Но и сам попал в трудное положение. Его обстреляли с двух самолётов. Выручил гвардии младший лейтенант Александр Андриянов. Меткий огонь «Яка» обратил в бегство оставшегося врага.
15 января Николаев схватился с 4 вражескими истребителями и одного из них сбил. На следующий день он поджёг ещё один вражеский самолёт, потом ещё — снова и снова…
Дмитрий Николаев сдержал своё слово, данное на митинге: он сражался смело и в каждом бою сбивал самолёты врага.
27 января 1943 года, прикрывая наши наземные войска в районе Синявина, сбил два «Юнкерса-88». Атакуя третий, попал под удар Ме-109 и был тяжело ранен. Истекая кровью, довёл свою машину до аэродрома, посадил на одно колесо и потерял сознание
Бой 27 января 1943 года оказался для Николаева последним. Это был его 360-й боевой вылет. За год и семь месяцев пребывания на Ленинградском фронте он провёл 58 воздушных боёв и сбил 14 вражеских самолётов.
8 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Д.С.Николаев удостоен звания Героя Советского Союза.
После лечения Дмитрий Семёнович был списан с лётной работы, но добился возвращения в строй. В 1944 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Участник советско-японской войны 1945 года.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. Осенью 1960 года Дмитрий Семёнович был уволен в запас в звании гвардии полковника. Жил в Москве, работал инженером в одном из авиационных конструкторских бюро. Умер 9 октября 1993 года.
Ольга Снигирева