ЧИТАЙТЕ В ДЕКАБРЬСКОМ НОМЕРЕ:
«Непохожий на соседей»
Беседа с Юлией Галяминой – лингвистом, исследующим один из самых загадочных языков, существующих (пока ещё!) на территории Российской Федерации, – кетский. От гор Загроса до берегов Енисея
Георгий ГЕССЕН «От гор Загроса до берегов Енисея»
На лингвистической карте кетский – один из изолированных языков. Сегодня он один образует отдельную енисейскую языковую семью. Его ближайший родственник, югский язык, перестал использоваться в 1970-х годах (согласно переписи 2010 года югским владел всего один человек). Хотя ещё несколько веков назад близкие говоры – пумпокольский, аринский, коттский – звучали вдоль всего течения Енисея. Чтобы лучше представить себе уникальность наречия малочисленного народа кетов (слово кет означает «человек»; в то же время самоназвание этнической группы – остыган, раньше их называли енисейскими остяками), сопоста`вим его с другими языковыми семьями.
Григорий КВАША «Потеря территорий»
Григорий КВАША открывает новую главу в Теоретической истории, и журнал знакомит читателей с основными её положениями. Автор, как всегда, оригинален и убедителен – что, впрочем, не исключает возможность конструктивной аргументированной критики… Приглашаем к дискуссии!
Сергей ИЛЮШИН «Тульская старина: загадки и открытия»
Одной из примечательных черт «тульского мифа» является его антиномичность (черта, кстати, свойственная подлинной традиции). Тульская земля – одновременно пограничная и срединная; «русский фронтир» и русская же глубинка; край ратной славы и милейших мирных занятий…
Лилия ВОЛКОВА «Хвостатые вредители и помощники»
Циклично, раз в 12 лет, готовясь к новогодним празднествам, мы невольно морщимся: символ наступающего года–Крыса. Животное, вызывающее чувства противоречивые, в качестве «годового талисмана» наверняка принесёт какие-нибудь неприятности (просто исходя из общепринятой характеристики животного), да ещё и год будет високосным…
Ярослав БУТАКОВ «Изгнание из Эдема»
Как возник человек разумный? Казалось бы, наука уже давно дала ответ на этот вопрос. Однако…
«Постигая искусство воображения» Подготовил Дмитрий ЖУКОВ
Сегодня в различных сферах науки и культуры происходит смена парадигм, возникают новые направления. И особенно ярко это проявляется в сфере искусства. Одно из направлений, о котором мы узнали совсем недавно, – фантастический реализм, получивший также название VisionaryArt (виженариарт).
Сергей АНТОНЕНКО «Взыскание погибших»
Блаженная Матрона Московская – одна из самых чтимых, любимых и, если позволительно так выразиться, «востребованных» святых. Почитание её проникнуто особой, личностной теплотой: ведь не случайно и называют её чаще всего Матронушка. Есть в звучании этого имени что-то по-московски уютное, семейно-родственное: вот петербуржцы зовут трепетно ценимую городом праведницу «блаженная Ксения», и никому в голову не приходит обращаться к ней «Ксюшенька»…
Виктория СЕРГИЕНКО «Язык, мышление, общество»
Возникновение языков, связь языка и мышления – все эти высоконаучные проблемы порой неожиданным образом отражаются в политической жизни страны. Тем более когда речь идёт о языках коренных народов. Так, изучение кавказских языков в целом, а абхазского в частности, привело к вмешательству в лингвистическую дискуссию такой исторической личности, как И. В. Сталин. А практически на противоположной стороне планеты приблизительно в ту же эпоху изучение языка американских индейцев хопи привело к возникновению мощной и перспективной отрасли науки о языке – психолингвистики. Завершая публикации в рамках Международного года языков коренных народов, вспомним об этих перипетиях развития наук о языке.
Сергей МАКИН «Раб, призванный в Господе…»
В 1968 году в Большом театре состоялась премьера балета Арама Хачатуряна «Спартак» в хореографии Юрия Григоровича. Спектакль имел огромный успех и сразу был признан шедевром балетного искусства. Но дело было не только в гениальной хореографии. Вождь восстания рабов в Древнем Риме был культовой фигурой в советском обществе, и, как показало время, балет, посвящённый его любимому герою, оказался политическим пророчеством…
Павел ГУБИН «…Но помни: главное – душа!»
Павел Александрович ГУБИН – наш соотечественник из Нью-Йорка, пишущий стихи на русском и английском языках,– родился в 1971 году в Харькове; рано начал свою трудовую биографию (работал на производстве, затем служил танкистом в Северной группе войск в Польше). В 1993 году переехал в США, где получил профессию инженера-электрика, создал семью. Работал на строительстве небоскрёбов и метрополитена. Поэзию Павел Губин ценит с юных лет. Но потребность выражать собственные мысли и чувства в стихах появилась у него совсем недавно – причиной стало сильное эмоциональное потрясение… С тех пор поэтические строки рождаются почти ежедневно.
Понять свою карму
Карма – одно из центральных положений в индийской философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют качество его жизни. В переводе с одного из древних языков – санскрита это слово означает действие, то, что содеяно. То есть, попросту говоря, карма – итог всех совершённых человеком поступков и их следствий, влияние прошлых деяний на настоящее и будущее. Именно они приносят ему счастье или несчастье, здоровье или болезни…
«Вестник миров иных»
Этот очерк – из литературного наследия нашего многолетнего обозревателя Валентина Арсентьевича НИКИТИНА (1947–2017). Автор размышляет о главном, по его убеждению, в творчестве и жизни великого поэта – мистике смерти. Надо заметить, что эта тема занимает большое место и в философских трудах, и в публицистике, и в поэтических произведениях Никитина. В 1990-х годах он вёл в «Науке и Религии» одну из самых интересных наших рубрик – «Се, человек: перед лицом смерти и бессмертия», которую высоко оценили читатели… В начале очерка автор определяет для себя и для нас, что же такое есть мистика. Слово происходит от греческого μυστικός – «скрытый», «тайный». И это не только вера в существование сверхъестественных сил, но и уверенность в том, что человек таинственным образом с ними связан.
«С тульскою винтовочкой в бою не пропадёшь»
Тульский государственный музей оружия – один из старейших музеев страны. Его коллекция начала формироваться ещё при Петре I, и по сей день богатейшее собрание продолжает регулярно пополняться и развиваться. В 2012 году главным событием культурной жизни Тульского региона стало открытие нового здания музея, благодаря чему масштабная экспозиция разместилась на площади, в семь раз превосходящей предыдущую. К тому же экспозиция значительно модернизировалась с учётом новейших технологий. Научные сотрудники музея активно занимаются исследовательской деятельностью, рассматривая оружейное дело не только как часть истории техники, но и как органичную составляющую цивилизационного процесса. Специально для журнала научный сотрудник отдела экспозиционно-выставочной деятельности Тульского государственного музея оружия Мария БУЯНОВА рассказывает об истории становления оружейного дела в Туле и истории музея.