Поэтический вечер, посвященный поэтам-юбилярам мая, прошел в клубе «Лира» филиала №2 КИЦ им. А.С. Пушкина.
Андрею Андреевичу Вознесенскому посвятила своё выступление Валентина Николаевна Гуйда. Она рассказала о среде, в которой вырос поэт, о знаковых встречах, случившихся в его жизни. Во время войны Андрей с мамой оказался в эвакуации в городе Кургане. Отец сначала оставался в блокадном Ленинграде. Говорили, что он ранен. И вдруг отец вернулся. В его рюкзаке, помимо банки американской тушёнки, лежала книга с биографией испанского художника Гойи. Это слово станет для маленького Андрея олицетворением всего самого мрачного (горе, голод) и одновременно героического. В 1959 году появится стихотворение «Я – Гойя». В нем поэт соединил ужасы, увиденные на офортах испанского художника, с ужасами Великой Отечественной.
Вторая судьбоносная встреча в жизни поэта произошла в 14 лет. Он познакомился с Борисом Пастернаком, который распознал в мальчике талант. Андрей Вознесенский стал первым и единственным учеником Пастернака, общение с которым для молодого поэта было сродни общению с богом.
30 ноября 1962 года – переломная дата в жизни Вознесенского. Именно в этот день молодые поэты А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко и Р. Рождественский выступали на стадионе в Лужниках. Затем последовали знаменитые поэтические вечера в Политехническом музее, выступления на площади Маяковского, в академгородках, в домах культуры. Еще одно значимое событие в жизни поэта – встреча с будущей женой Зоей Богуславской.
Валентина Николаевна прочитала стихи Вознесенского и рассказала о его произведениях, положенных на музыку. На вечере прозвучала запись песни «Не исчезай», музыку к которой написал Микаэл Таривердиев.
Антонина Леонидовна Яковлева прочитала стихотворения поэта, которые много лет назад она увидела в журнале «Юность». Стихи произвели на нее такое сильное впечатление, что она запомнила их на всю жизнь.
Второй поэт-юбиляр, о котором шла речь на вечере – Николай Алексеевич Заболоцкий. 7 мая ему исполнилось бы 120 лет. О Заболоцком рассказала Л.С. Сальникова. Константин Паустовский писал о нем: «Чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи – очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине».
Николай Заболоцкий – поэт-философ, поэт-мыслитель, переводчик, человек, глубоко чувствовавший природу, прекрасно понимавший живопись. В самом начале своего творчества он сказал: «Хочу походить на самого себя». Этому принципу он следовал всю жизнь, хотя это было непросто. Родился будущий поэт в 1903 году в Вятской губернии, учился в уржумском училище, после окончания которого уехал в Москву. Образование закончил в Петрограде. Входил в состав «Объединение реального искусства» – ОБЭРИУ.
Когда в 1929 году вышла в свет первая книга поэта «Столбцы», его обвинили во всех грехах, главный из которых – расхождение с официальным курсом Страны Советов. К счастью, наказания не последовало. А Заболоцкий продолжал творчески развиваться. Он читал Энгельса, Тимирязева, Эйнштейна, Вернадского, работы Циолковского о космосе, переписывался с ним и считал, что назначение человека – следовать законам природы во имя будущего всего мира.
В 1938 году его внезапно арестовывали и обвинили в контрреволюционной пропаганде. Поэт вину свою не признал даже после пыток, но, несмотря на это, был сослан в лагерь на пять лет. Николай Заболоцкий вернулся в Москву только в 1946.
В это время он закончил перевод «Слова о полку Игореве», который послужил своеобразным пропуском для разрешения вернуться в Москву. 1949-1952 годы у Заболоцкого – время творческого подъема, который сменился творческим спадом, когда поэт полностью переключился на переводы. Он очень много переводил грузинских поэтов. Ему принадлежит перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
С началом хрущёвской оттепели Заболоцкий вновь начал писать. За последние три года жизни поэт создал около половины всех произведений московского периода.
В 1957 году вышел последний прижизненный сборник лирических стихотворений «Последняя любовь» – «один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». Его появлению предшествовали драматические события в личной жизни поэта. Рядом с ним с 1930 года находилась его жена Екатерина Васильевна, посвятившая свою жизнь мужу, его ангел-хранитель. Семья поэта жила по Домострою. Все решал глава семьи. Катя была помощницей мужа и матерью – других ролей в жизни у нее не было. После ареста Заболоцкого она осталась с двумя маленькими детьми. Зарабатывала на жизнь вязанием, чудом уцелела с детьми в блокадном 1942 году, когда в квартиру попал снаряд. В эвакуации ей тоже досталось сполна, но едва мужа отпустили на поселение в Кулундинской степи, бросив все, уехала к нему. Пережив все тяжелые испытания, прожив 35 лет вместе, они испытали кризис в отношениях. Уход Кати стал для Заболоцкого крахом, он утратил стержень, вокруг которого строилась вся его жизнь. Он выжил-то во всех житейских передрягах благодаря своей верной жене.
Клялась ты – до гроба
Быть милой моей.
Опомнившись, оба
Мы стали умней….
Они не развелись официально, и в августе 1958 года она вернулась. До этого у поэта случился короткий брак с поклонницей его творчества, умной молодой женщиной Натальей Роскиной, но жить без Екатерины Васильевны он не мог.
В результате этих жизненных перипетий и появился цикл из 10 стихотворений «Последняя любовь», который был посвящен сразу двум женщинам: той, что ушла, но скоро вернулась, и той, что сейчас рядом, но скоро уйдет. 14 октября 1958 года после второго инфаркта поэта не стало. Но с нами остались его великолепные стихи, в числе которых «Портрет» (Любите живопись, поэты!) и, конечно, стихотворение «Признание», которое вошло в последний лирический цикл
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Многим оно известно в качестве популярной песни, в которой немного переписаны первые слова – «Очарована, околдована….». Эту песню исполняют и сегодня. В конце вечера прозвучали строки стихотворения поэта, которым он следовал всю свою жизнь:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..
Вот такой замечательный вечер прошел в клубе «Лира».
Людмила Сальникова