Русская живопись – это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию, это неповторимый мир русской истории, традиций, сказок и быта, мир выразительных лиц и прекрасной природы, мир глубины, философии и чувств, мир тонкой красоты, который волнует наше воображение снова и снова. Ярким явлением отечественной живописи конца XIX — начала XX веков стали произведения Константина Коровина. С его творчеством, долгой, наполненной тяжёлыми испытаниями жизнью познакомились любители искусства на очередной встрече в КИЦ им. А.С. Пушкина.
Картины Коровина, жизнерадостные, так не похожие на работы передвижников, напоминали и говорили всем о светлом и радостном начале, которое всегда присутствует в нашей жизни. И хотя многим творчество молодого Коровина казалось тогда чересчур буйным и несерьёзным, истинные знатоки живописи понимали, что являются свидетелем рождения большого мастера, большого колориста и поэта в живописи. Картины художника появились в тот самый момент, когда понятие красоты в русской живописи было наглухо и безоговорочно забыто под натиском тёмной и нравоучительной живописи передвижников.
Жизнь Коровина в дореволюционной России складывалась достаточно успешно: он был известен, востребован, любим. Человек он был лёгкий, жизнерадостный, казалось, его характер соответствовал его живописи – солнечной, сияющей, красивой. Однако революция нарушила душевное равновесие художника, он не смог работать в новых условиях и уехал с семьёй в Париж, где провёл последние 16 лет жизни. В Париже он не сидел без дела, писал новые работы, активно участвовал в театральной деятельности, но при этом жил практически в нищете, картины продавались плохо, т.к. для французской живописи импрессионизм уже стал вчерашним днём. И город, который он так любил, так вдохновенно писал, что мало кто даже из французских художников мог соперничать с ним, оказался суровой новой родиной. Казалось бы, есть и слава, и работа, и признание, но при этом постоянная борьба с изматывающим безденежьем, отсутствие друзей, понимания. Как он мечтал вернуться в Россию! Как тосковал по Абрамцевскому кружку, по просторам Тверской губернии! Но не было денег, не было возможности перевезти родных, не было уверенности в том, что на родине он сейчас будет нужен.
Сегодня искусствоведы ценят Коровина, как первого русского импрессиониста, а зрители любят художника за волшебное сочетание цвета и света, которые заставляют подолгу стоять у его шедевров — поразительных портретов, пейзажей могучего русского Севера и жаркого солнечного юга, удивительных, гармоничных натюрмортов. «Я пишу для всех, кто умеет радоваться солнцу», — говорил Коровин.
Елена Павлютина