Поэзия русского пейзажа

Арт-беседа «Поэзия русского пейзажа» прошла в культурно-информационном центре им. А.С. Пушкина. Её героем стал русский художник Николай Васильевич Мещерин.

Время оказалось не очень благосклонным к Мещерину и его произведениям: художник не упоминается в основных трудах по русской живописи конца XIX — начала XX веков, его имя можно найти лишь в сносках отдельных монографий. И только в книге В. Манина «Русская пейзажная живопись», изданной в 2012 году, в главе о русском импрессионизме можно прочитать о Н.В. Мещерине как о художнике, начавшем заниматься живописью в конце 1880-х годов, чьи произведения почти не сохранились, и в лучших работах которого все же чувствовалась определенная «недоученность». В книге опубликована единственная иллюстрация Мещерина — «Сирень» из собрания Ивановского областного художественного музея.

Многие десятилетия имя Николая Мещерина было известно только в узком кругу любителей живописи. Практически все, что мы сегодня знаем о нем, известно только благодаря монографии И. Грабаря, и публикации Г. Гуськова «Очарование артистической озаренности».

«Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь — такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, — ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться, он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие» — писал о Мещерине И. Грабарь.

Николай Мещерин родился 28 февраля 1864 года в богатой московской купеческой семье: его отец, купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Василий Ефремович Мещерин был основателем Даниловской мануфактуры. По воле отца Николай учился в Московской практической академии коммерческих наук и после смерти Василия Ефремовича, как старший сын, а кроме Николая подрастали ещё двое мальчиков, должен был принять управление делами.

Василий Ефремович умер, когда Николаю было 16 лет. Хозяином Даниловской мануфактуры, московских домов и имения Дугино стал уже женатый, но бездетный, старший сын — Николай Васильевич Мещерин.

Внешность Николая Васильевича давала о нем превратное впечатление. Темноволосый, с окладистой бородой, он казался старше своих лет, выглядел мрачным и даже суровым. Но молчаливый и внешне замкнутый, в душе он был человеком лирического склада, говорил мягко, тихо, и был осторожен во всем — в поступках, в движениях, жестах, отзывах и высказываниях. С детства любил рисовать, но художественного образования не получил: в купеческой среде душевные склонности подчиняли коммерческим. Академию Мещерин не закончил, но и занятия живописью пришлось на время оставить: нужно было принимать дела отца, достраивать усадьбу, разбивать сад, закладывать оранжерею и теплицы. Унаследованное дело и общественные обязанности он исполнял исправно. Был старостой в церкви, избирался гильдейским старостой в Московском купеческом обществе. Но с большей охотой Николай Васильевич откликался на дела усадьбы. Она хоть и была невелика, но требовала постоянных вложений на содержание дома, на садовую и огородную культуру. И Николай Мещерин все больше времени проводил в Дугине. Окрестные пейзажи буквально заворожили его. Поместье стало для него не только местом уединения, но и мастерской под открытым небом, где все свое время он мог посвятить искусству живописи.

Имение Николая Васильевича Мещерина располагалось в Подольском уезде, в 18 километрах от Москвы, на левом берегу Пахры, на высоком холме, с которого открывался вид на десятиверстное пространство. В имении Мещерин занимался ещё и фотографией, в течение двух лет. И потом время от времени возвращался к ней. Фотография в конце 19 века использовалась лишь для того, чтобы запечатлеть себя для потомков. А в конце 1880-х годах она стала предметом искусства, стали появляться фотовыставки, но Мещерин не принимал в них участия, все его фотоснимки хранились в столе.

Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками, которые брал у В.В. Переплётчикова, М. Х. Аладжалова и А.М. Корина. Постепенно купеческие дела Николай Васильевич передал в управление среднему брату Михаилу, энергичному и деятельному, а сам занялся живописью. Все душевные и творческие пристрастия его воплотились в пейзаже, камерном по мотиву и лирическом по переданному настроению. Работы художника изображали вполне конкретные виды Дугина и его окрестностей, но при этом создавали поэтический образ природы, типично русской, глубоко и тонко прочувствованной.

В поисках скромных, но милых русскому сердцу уголков пейзажисты ездили на этюды по окрестностям Москвы и Подмосковья, в рязанские, тверские, ярославские деревни и городки, спускались и поднимались по Волге. Для работы на пленэре покупались дома, заводились мастерские, ездили по дачам родственников и знакомых. Имение Мещерина также стало местом частого пребывания многих известных московских художников. По воспоминаниям И.Э. Грабаря, в Дугине подолгу жили и работали И.И. Левитан, В.В. Переплетчиков, А.С. Степанов, М.Х. Аладжалов, С.В. Малютин, А.М. Корин, А.М. Васнецов, В.А. Серов, И.С. Остроухов и многие другие. И.И. Левитан именно в Дугине написал один из своих последних этюдов — «В начале марта», первоначально находившийся в собрании Н.В. Мещерина. Художники приезжали в Дугино запросто, даже без уведомления — и всегда их здесь ждали и радушно встречали. Гость, рассчитывавший на охоту, пленэр и короткий отдых, оставался в Дугине надолго. Постепенно имение Мещерина стало своеобразным подмосковным Барбизоном наряду с Абрамцевым.

Мещерин среди художников выделялся своим патриархальным видом и спокойной молчаливостью. Лишь немногие близкие знали о его тонкой, ранимой и поэтической душе. Деликатность и тактичность в сочетании с талантом способствовали сближению Н.В. Мещерина с И.Э. Грабарем. В письме к А.Н. Бенуа Грабарь писал о нем так: «… Очень талантливый… очень тонкий… поэт».

Грабарь увлек Мещерина импрессионизмом и пуантилизмом. Сохранив лирический настрой картин, Мещерин обогатил их цветовую гамму и пластическое решение. Изображаемый художником мир хрупок, светел, трогательно нежен и основан на градациях теплых и холодных цветов, переданных небольшим подвижным мазком, то мягким и живописным, то быстро положенным чётким штрихом. Художник изображал природу в различных ее состояниях и временах года, отмечая малейшие перемены. Он видел природу камерно, почти по-домашнему, фиксируя свой взгляд на незаметном для стороннего глаза, но трогательном и родном для себя. Так в зимнем пейзаже «Сосны под снегом» его привлекли запорошенные снегом сосенки-подростки, а розово-рыжие стволы больших деревьев на вечернем небе он поместил на дальнем плане.

В летнем пейзаже «Околица» увлекся не домами с соломенными крышами, а многоцветьем травы за огородами. Мещерин писал так, словно не мог налюбоваться, надышаться. «Лунная ночь», «Морозная ночь», «Берёза и рябинка», «Цветущая вишня» — эти лиричные пейзажи одни из самых впечатляющих в коллекции Мещерина.

Интересны ещё две картины – «Пейзаж» («Поляна») и «Иван да Марья». В них художник разрабатывал один и тот же мотив. «Поляна» — фактурная картина, длина мазка кисти достигает 1 см. «Иван да Марья» — тонкая работа, как будто написана гладью. Чтобы передать трепет природы, ощутить поток тёплого воздуха, художник написал картину по диагонали. Он показал не деревья, не лес, не цветы, а движение воздуха.

Импрессионизм и пуантилизм оказались созвучны мироощущению Николая Мещерина, дали ему необходимую свободу. Быстрая манера письма, богатство палитры в полной мере позволяли передавать на холсте все многообразие явлений природы, ее переходные состояния, которые стремился уловить художник. Будь то восходы и закаты, ночные сцены, сложные оттенки лунного освещения. Импрессионистический период в творчестве Николая Мещерина стал наиболее плодотворным.

Картины Николая Васильевича были оценены и критиками, и собирателями искусства. Его произведения демонстрировались на выставках в России и за рубежом, приобретались частными коллекционерами, музеями, в том числе Третьяковской галереей.

В 1916 году Мещерин приступил к написанию серии этюдов. На каждом из них – один и тот же мотив, не меняется ракурс. Меняется только свет, цвет, оттенки, тень… Художник хотел показать, как свет восходящего солнца видоизменяет всё вокруг, как меняется палитра. Он планировал сделать из этих этюдов большую историю восхода солнца. Но рождению этой картины, дальнейшему расцвету таланта Мещерина помешала ранняя смерть — он умер в 1916 г. в возрасте пятидесяти двух лет.

Николай Васильевич Мещерин на протяжении всей своей творческой деятельности оставался верен природе. Пейзаж – тот жанр, который Мещерин ценил превыше остальных. «Русский всей душою, в лучшем смысле этого слова, корнями вросший в русскую почву, обожавший русскую сказку и тонко чувствующий музыку, особенно русскую народную песню, он страстно любил родную природу и умел замечать и запечатлевать и в душе, и в своих работах такие её тонкие и неуловимые для других оттенки красоты, особливо в красках и освещении, что, несомненно, должен быть поставлен в ряду выдающихся «национальных» художников» — писал о художнике врач и коллекционер Иван Иванович Трояновский.

Елена Павлютина