Крестьянская рапсодия

В читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина для любителей живописи состоялась арт-беседа о творчестве русского художника Константина  Савицкого.

Жанровая живопись во все эпохи считалась самым ярким отображением жизни людей и окружающей их действительности. Поэтому всегда был так велик интерес зрителей к этому виду изобразительного искусства.   Константин Аполлонович Савицкий — представитель движения передвижников, выдающийся мастер жанровой живописи. Главным героем всех его произведений был простой народ, который художник-реалист искренне любил и чаяния которого всецело понимал. Именно поэтому   творчество Константина Савицкого является яркой страницей в истории русского искусства второй половины XIX века.

Константин Аполлонович родился 6 июня 1844 года в Таганроге в дачной местности под названием Франковка в семье военного врача. Увлечение рисованием проявилось в раннем детстве: мальчик рос болезненным ребёнком, часто сидел дома, рисовал. В возрасте пятнадцати лет  Константина Савицкого постигло страшное горе — скоропостижно, друг за другом умерли его родители. Ребенок был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии, по окончании которого в 1862 году, поступил в  Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств.  

В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» Савицкий получил малую золотую медаль и был отправлен Академией за границу, где 2 года совершенствовал своё мастерство.

Еще в 1870-м году, будучи студентом Академии, Савицкий женился на Екатерине Митрохиной, девушке прогрессивных взглядов. Увы, передовое мировоззрение не уберегло ее жизнь: Катерина очень ревновала мужа, и в 1875-м году в Париже покончила жизнь самоубийством. Неизвестно, были ли у нее основания для ревности, но известно, что художник очень тяжело переживал ее смерть. Савицкому было невыносимо оставаться во Франции, он вернулся в Россию и остановился у сестры в Динабурге (сегодня это Даугавпилс в Латвии). Там постепенно пришел в себя, даже изредка выбирался в Петербург и Париж. Динабургский четырехлетний период многие исследователи считают вершиной творчества Савицкого. Его лучшие произведения созданы именно там. Особенно ему удавались картины, изображающие нелегкую судьбу крестьян. Савицкого даже называли «Некрасовым в живописи». Самые известные работы того периода: «Встреча иконы», «На войну».  «У мирового суда»,  «Путешественники в Оверни». 

В 1880 году он почувствовал, что исцелен в достаточной мере, чтобы вернуться в большой свет, и поселился в Петербурге. Художнику улыбнулось и личное счастье – в 42 года он женился на 19-летней Валерии Дюмулен. В этом браке родилось семеро детей, сын Георгий в будущем стал известным советским художником. 

В Санкт-Петербурге Константин Аполлонович преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица и, конечно, много выставлялся. Благодаря его картинам «Темные люди»,  «Поймали беглого»,   «Панихида на кладбище», «Отправка новобранцев на войну», «У мирового судьи», «Отец», с успехом экспонировавшихся на выставках Товарищества передвижников, творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества.

15 мая 1883 г. в Москве  состоялась  коронация императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. После официального празднования вышел церемониальный альбом под названием «Описание священного коронования их императорских величеств государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Федоровны всея России». Альбом был издан в 1885 году в технике хромолитографии тиражом 500 экземпляров на двух языках — русском и французском. Он включал 27 иллюстраций, на которых были запечатлены самые важные моменты торжественной церемонии. Такие памятные альбомы дарили членам семьи Романовых,   крупным сановникам и распространялось в государственных учреждениях. К работе над иллюстрациями для альбома были привлечены известные русские художники — К.Маковский, К.Савицкий, И.Крамской, В.Поленов, В.П. Верещагин, Н. Карамзин…  Часть оригиналов хранится в Русском музее. 

В 1899 году художник создал замечательный портрет жены и сына Георгия, написанный на фоне зелёной травы, среди цветущих маков. Это – гимн счастья, радости, жизни. Художник писал портрет с лягушечьей перспективы, снизу. Портрет как бы вырастает и сообщает зрителю свою монументальность. Цель его – показать все лучшие женские качества,  чистоту, олицетворение жизни. Это как Богоматерь с младенцем. И шляпа на мальчике, как нимб. И цвет платья женщины – голубой – цвет Богородицы,   цвет чистоты. Одежда на ребёнке белого и красного цвета – цвет Христа.

В 1897 году академик живописи К.А. Савицкий был назначен  Императорской Академией художеств первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и рисовальной школы, позже преобразованной в Пензенское художественное училище имени Н.Д. Селивёрстова. Константин Аполлонович в полной мере раскрыл на этой должности свой талант организатора и педагога. Он мечтал сделать Пензу культурной столицей, поэтому работа в училище стала делом всей его жизни.  И Пензенское художественное училище до сих пор считается одним из лучших в России.

Несмотря на огромную нагрузку, Савицкий не мог не писать, как и всякий настоящий художник. Уже в том же 1897 г. он представил новую работу –  «Инок». Здесь Константин Аполлонович поднял очень сложную тему: у молодого человека, который пришёл в монастырь испробовать свои силы, закончился срок послушания. Ему надо принять решение – что делать дальше: возвращаться в свет, полный жизни, красок, радости (его на картине олицетворяет расцветшая  верба, стоящая на окне), или всё-таки уйти в монастырь, поэтому сзади за его спиной иконы. Сам герой картины напряжён, как пружина, потому что идёт внутренняя борьба. Он молод, он красив, он умён, и нужно покидать этот радостный мир. Но есть и великое служение. Поэтому в нём сражаются два этих начала. И трудно сказать, какое из них победит. Мир чувств, эмоций, которым переполнен молодой человек, чрезвычайно удался художнику.

В 1904-м Савицкий тяжело заболел, отправился на лечение в Крым. Все мысли его были о работе, и уже через три месяца художник вернулся в Пензу. И снова окунулся в работу в училище и в бесконечные заботы о своей большой семье. В январе 1905 года его супруге Валерии Ипполитовне пришлось уехать в Москву – умерла её мама. Все домашние дела свалились на Константина Аполлоновича. 13 февраля, вернувшись с работы, он, как обычно, занимался детьми, и вдруг упал. Смерть наступила мгновенно – остановилось сердце. Было Савицкому всего 60 лет. Похоронили Константина Аполлоновича на Митрофановском кладбище города Пенза.

Именем художника названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея. В ней же открыт музей К.А. Савицкого.

Константин Аполлонович Савицкий оставил нам богатое наследство. В своих картинах он ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры России второй половины XIX века. Художнику были подвластны самые разные жанры. Был он и великим пейзажистом. Его всегда привлекали красивые пейзажи России, и он часто вспоминал своё детство и родной Таганрог. «В природе есть та тайна и загадка, которая может подвигнуть душу человеческую на совершение подвигов».

Елена Павлютина