Художник с солнечной кистью

В КИЦ им. А.С. Пушкина состоялась арт-беседа о творчестве русского художника Юлия Клевера. Его имя долгое время оставалось забытым. О нём мало писали, его произведения редко экспонировались, скупые заметки в энциклопедиях пренебрежительно называли его «художником салонно-академического толка». А ведь когда-то его знала и любила вся Россия. Тысячи репродукций с его многочисленных картин расходились по всей стране. «Его имя известно не только миру художников и следящим за русским искусством, но и глухой провинции и даже деревне», — так писали о нём в 1922 году.

Юлий Юльевич Клевер родился 31 января 1850 года в эстонском городе Дерпте (ныне Тарту). Происходил из немецкого балтийского рода. С детства Юлий увлекался рисованием, родители отмечали его несомненный природный талант и всячески поощряли увлечение сына.

На семейном совете было принято решение отправить его в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств, но только на отделение архитектуры, поскольку отец будущего  живописца справедливо полагал, что профессия архитектора более перспективна. Юлий целый год учился на архитектора, а потом перевёлся в класс пейзажной живописи. Академическое образование с его давно устоявшимися канонами принесло Клеверу глубокое разочарование, занятия постепенно стали казаться скучными, а теоретическая подготовка абсолютно ненужной. Тем не менее, молодой художник получил за свои работы малую и большую серебряные медали от Академии художеств, порадовав и одновременно шокировав своих родных, сообщая в письме: «Я выхожу из числа учеников академии. Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры».

Художник взялся за кисти, и уже через год его картина «Заброшенное кладбище зимой» была положительно оценена художественным сообществом и приобретена графом П.С. Строгановым. В 1872 году Юлий Клевер выставил несколько своих картин, среди них «Перед грозою», «Закат», «Зимний вид в окрестностях Царского Села».   Картина «Закат» была куплена великой княгиней Марией Николаевной,  дочерью Николая I, которая в то время возглавляла императорскую Академию художеств.

Как же молодой, недоучившийся художник не затерялся среди своих именитых собратьев? Ведь в этот период творили не просто великие русские пейзажисты, а  колоссы пейзажной живописи мирового уровня.

Клевер сумел создать свой уникальный стиль, который завораживал зрителя: некоторая доля декоративности, в основе сюжета нечто фантастическое, таинственное, заброшенное (полуразрушенное) место, и всё это освещено закатным (восходящим) солнцем, лучи которого придают пейзажу мистическое  содержание. При этом полотна художника невозможно назвать нереалистичными и абсолютно надуманными. Есть доля сказки, волшебства… Но картина смотрится как реальный живой пейзаж. В этом и заключается особый дар и уникальный почерк Юлия Клевера.

В 1874 году состоялась первая персональная выставка Юлия Юльевича Клевера. Художнику исполнилось 24 года. Это был вызов художественному сообществу. Признанные мэтры, такие как Клодт или Айвазовский, могли позволить себе персональную выставку. А чтобы начинающий, вышедший из академии, по сути художник-самоучка…   Это был нонсенс.

Организованная в стенах Общества поощрения художников выставка  имела громкий успех. И уже через два года Клевер проводит вторую персональную выставку, на которую представил 40 новых работ. Эту выставку посетила императорская семья, и Александр II приобрёл для своей галереи пейзаж «Берёзовый лес». После такого успеха Клевер  был удостоен звания классного художника 1 степени.

Сюжеты своих многочисленных картин Юлий Клевер брал главным образом из природы родного края, петербургских окрестностей.  Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет «ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить наш север».

Публике работы художника нравились, персональные выставки Клевера проходили по всей России и в Европе. И всегда с большим успехом. Члены царской семьи и Павел Третьяков достаточно регулярно приобретали новинки. И очень скоро сложилась такая атмосфера в высшем обществе, что отсутствие пейзажей Клевера в семейной галерее почиталось за дурной вкус.

В 1881 году Клеверу было присвоено звание профессора за картину «Лесная глушь». Большим успехом пользовались картины «Красная Шапочка», «Лес призраков», «Лесной царь». Это были фантазии художника, его «сочинения на вольную тему».

В 1900 году Клевер оказался привлечённым как свидетель по громкому делу о злоупотреблениях и растратах в Академии художеств. Вроде бы, ничего страшного для него самого нет, однако, для человека, который вращался в высшем свете, был вхож в окружение императора, это был страшный удар по репутации. Юлий Юльевич пытался как-то оправдаться, забросил живопись и, в конце концов, после семейного совета принял решение на время покинуть Россию. Местом своего  убежища семья выбрала Германию. Там  художник много работал и очень скоро стал известным и востребованным живописцем, картины которого европейская публика любила, выставки посещала, и заказы снова сыпались, как из рога изобилия. Но Клевер мечтал вернуться в Россию. «Целыми часами, днями писал я этюды, — вспоминал художник, — изучая, высматривая, вдумываясь…  Самый скромный, бесхитростный уголок природы дивно прекрасен, если живописец сумеет почувствовать его с осмысленной любовью… И с каждым днём всё неотразимей и неотразимей тянуло меня на родину».

Мечта художника сбылась в 1915 году. На Московском вокзале столицы Клевера встречала огромная толпа: коллеги и друзья, почитатели таланта. С оркестром и цветами, прочувствованными речами и по русскому обычаю поцелуями. Страна изнемогала под бременем войны, в воздухе уже пахло грядущей революцией, а вновь обретший родину художник с головой погрузился в работу: он путешествовал по западным губерниям России, и писал, организовывал выставки и новые публикации, и снова писал. Невзирая на рушащийся вокруг мир. Его счастливая способность быть на своем месте, дар востребованности сохранились и после возвращения на родину.

Юлий Юльевич получил должность заведующего кафедрой монументальной живописи в Высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, одновременно преподавал в Академии художеств. Он  много работал и был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Несмотря на свою популярность, Клевер не был включён в пантеон «великих и обязательных художников», но от этого не стал менее востребованным. Он успел оставить воспоминания, проявив себя в качестве талантливого мемуариста.

Юлий Клевер прожил счастливую жизнь, в которой было всё: талант, вера в успех, поиски своего художественного стиля, выставки, триумфы, друзья, любовь, семья, денежный достаток, поездки за границу, обожание зрителей, страсти, гонения… Он любил жизнь и потому философски принимал все её катаклизмы.

24 декабря 1924 года Юлий Юльевич Клевер скончался в Ленинграде в возрасте 74 лет. Похоронен на Смоленском кладбище.

Художник оставил нам огромное количество прекрасных картин с зимними пепельно-розовыми закатами, рогатыми деревьями, осенними лужайками, бесхитростными уголками природы… Картин, которые  дарят радость, восторг, душевное умиротворение…

Елена Павлютина