«Метаморфозы» и «Грёзы» Ефросиньи Клещевниковой

В Волховском культурно-информационном центре им. Пушкина 11 октября состоялось открытие очередной выставки работ художника Ефросиньи Клещевниковой.

 В экспозицию из порядка пятидесяти картин вошли как уже знакомая волховчанам живопись циклов «Метаморфозы», «Утренние грёзы», «Семья», так и совершенно новые работы, созданные в последние годы. Их первыми зрителями стали взрослые ценители изобразительного искусства вообще и творчества Клещевниковой в частности, а также учащиеся одной из Сясьстройских общеобразовательных школ, педагоги и воспитанники художественного отделения Волховской детской школы искусств им. В.М. Максимова. Для будущих художников вернисаж стал редкой возможностью начать свои шаги в искусстве «живым» личным знакомством с творчеством настоящего, широко признанного и высоко оценённого профессионала. Нынешнюю выставку ждали долго. Предыдущая, организованная в КИЦ восемь лет назад, стала большим культурным событием в жизни Волхова, как и проходившие в 2009-м и 2014 годах три выставки в Новоладожском историко-краеведческом музее и в музее истории города Волхова. Благодаря исключительной работоспособности автора и удивительному разнообразию идей, тем и жанров, ни одна экспозиция не повторяла другую. Более того, у зрителя, видевшего работы одного жанра, возникали естественные сомнения в авторстве при знакомстве с новыми картинами, настолько разительно они отличались по замыслу и манере написания.

Полупрозрачные, воздушные монументальные циклы, созданные из снов и фантазий художника, совсем не похожи на очаровательные камерные деревенские пейзажи, портреты и натюрморты, исполненные в узнаваемой реалистичной манере. Их объединяет практически осязаемое тепло, мягкий свет и, упрятанная за внешней простотой мощная идея и внутренняя глубина, возможные лишь у много прожившего и много пережившего художника. И безусловное добро, на вопрос о корнях которого в своём творчестве Ефросинья Николаевна в одном из давних интервью определила так:

— Это прогресс, внутренний путь. Человек начинается только в ту минуту, когда он добр. С этим не рождаются, но, когда человек добрый, он способен менять окружающую жизнь. Чистая доброта – это и христова заповедь, и дар, который свойственный только Богу и человеку.

Путь художника к творчеству был классически длинным, состоящим из школьного кружка рисования, изостудии Дворца пионеров, пяти лет овладения мастерством в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого, а уже в зрелом возрасте – стольких же лет учёбы в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище ВХПУ им. В.И. Мухиной. Клещевникова называет этот путь трудным, затяжным, в её словах звучит явное сожаление, что самый плодотворный период пришелся на уже зрелый возраст: «Счастливое время самозабвенного труда открылось после 60 лет». Вопрос, стоит ли это сожаления, дискуссионный

– всё зависит от результата. Мы прекрасно знаем, скольким ярким талантам прошлого и нынешнего времени не удалось реализовать и малой толики своих мечтаний, планов и надежд.

Художник не творит в вакууме, не  существует вне  времени и обстоятельств. У Ефросиньи Клещевниковой  обстоятельства были разные, но  в  целом не сильно отличались от жизни людей её советского поколения. Семья и ребёнок, быт и работа… После учёбы успешно, но без явной творческой реализации, трудилась художником-оформителем, художником по текстилю. В период Перестройки всё, чему училась и чем жила, оказалось никому не нужным. Комбинат декоративно-прикладного искусства, где работала много лет, расписывая гобелены, занавеси, задники для сцены, — развалился.

— Заказы пропали, работы нет. А семья уже есть и её надо кормить… Начались полосы, чередуясь чёрная с серой, — вспоминает    Ефросинья    Николаевна.

— Года четыре работала в кузнице в Озерках, а когда её снесли, освобождая место под городскую застройку, пришлось идти сантехником в контору, которая занималась заменой в «хрущёвках» водопроводного и сантехнического оборудования. Ещё пять лет ушло на такую работу. Потом были ремонты квартир по договорам и прочие выживания. Семья погрязла в  неурядицах. Ко времени окончания дочерью школы силы были на исходе. Дочь Василиса пожелала учиться в академии Штиглица (ЛВХПУ им. Мухиной). Два года ушло на подготовку её к поступлению.

2006 год ознаменовался выходом на пенсию, разводом после двадцати шесть лет семейной жизни и радикальным решением по изменению собственной личной и творческой судьбы: «И вскоре горизонт очистился. Никаких сожалений и сомнений, словно обновилась и помолодела душа. Изменения оказались действительно радикальны, чувства обострились и мысли посвежели, обрели силу и чистоту».

В записях, которыми Ефросинья Николаевна поделилась с «Волховскими огнями», про этот период её жизни написано:
Много раз приходилось благодарить судьбу за то, что в своё время, после окончания ЛВХПУ, удалось купить под Новой Ладогой часть старого рубленого дома, который уже тогда казался ветхим, требующим ремонта. Но уж очень нравилось место, где этот дом стоит. В десяти метрах Старый Петровский канал, река Волхов, впадающая в Ладогу. Вокруг Немятово леса с ягодой, грибами, а главное, — тишина, покой, чистый воздух и спокойные, приветливые люди.

Нежная любовь к этому уголку Приладожья, его умиротворение, неяркая внутренняя красота сквозят во всех удивительно светлых и тёплых работах художника, изобразившего Немятово в разное время года. Эти виды, преображённые её тонким вкусом и профессиональным видением, всегда вызывают самые искренние эмоции у зрителей, они украшают дома и квартиры ценителей большого таланта Ефросиньи Николаевны, которым она щедро делится с посетителями своих многочисленных выставок в России и за рубежом.

Закончим рассказ о творчестве и жизни одного из самых интересных художников Приладожья, к большому счастью теперь уже нашему земляку, словами из статьи директора Новоладожского историко-краеведческого музея Марины Брыкиной:

— Она ни на кого не похожа, исторгнув из своей души безмолвную мелодию вечной тяги души к прекрасному, она не рисует, а рождает ауру нюансов, чувств, источник которых черпает в жизни. Она ищет свой стиль, играет с цветом, линией, абстрагирует мышление. И открывает сакральную истину: искусство изображения – это волшебная кисть, убирающая пелену с наших глаз…

Игорь БОБРОВ

Волховские огни. – 2022. – 14 октября (№40)