Зачётное время классиков

Сотрудники молодежного отдела библиотеки КИЦ им. А.С. Пушкина задались вопросом: «Почему русские писатели, не имевшие гаджетов и быстрого доступа к информации, получая домашнее образование, ещё до поступления в учебное заведение знали намного больше современных школьников, владели, как правило, несколькими языками?» За ответами обратились к биографиям русских классиков и их произведениям. Заодно поинтересовались, обязательно ли хорошо учиться, чтобы быть успешным человеком? Значит ли, что наличие таланта и самообразование обеспечат вам больший успех, чем прилежная учеба? Или всё-таки важнее получать хорошие оценки и систематические знания? Жизнь показывает, что не всегда родительские установки — «не будешь учиться на пятерки, ничего не добьешься в жизни» — оказываются правдивы.
Так родилась идея подготовить к Декаде знаний выставку-экскурсию «Как учились великие писатели». А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и А.П. Чехов — корифеи русской литературы, они-то и помогли найти ответы на интересующие нас вопросы.
Перво-наперво заглянули в биографию Александра Сергеевича Пушкина и вот, что узнали: до поступления в Царскосельский лицей Пушкин воспитывался дома. В семье никто всерьез не занимался образованием детей. Юрий Лотман писал, что «Из домашнего обучения Пушкин вынес лишь прекрасное знание французского языка», но, несмотря на беспорядочность домашнего обучения, юный Пушкин хорошо сдал вступительные экзамены в Лицей. А его друг Иван Пущин даже удивлялся кругозору товарища: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил». Такую начитанность биографы объясняют обширной отцовской библиотекой, в которой будущий поэт проводил много времени, читая книги на русском и французском языках. В Царскосельском лицее, куда поступил юный Пушкин, раскрылся его поэтический талант. Но, несмотря на блестящую память и одарённость, поэт учился довольно средне. Он интересовался гуманитарными науками, а остальным предметам уделял мало внимания.
Преподаватель нравственности и логики Куницын писал о Пушкине: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и успехи не значущие».
В общем табеле об успеваемости поэт оказался аж на 26 месте, показав успехи лишь «в российской и французской словесности, а также в фехтовании».
На выставку библиотекари представили редкие, уникальные издания:
Альбом «Московское детство А.С. Пушкина», подготовленный Государственным музеем А.С. Пушкина в Москве. Прекрасно изданный, он привлекает внимание большим количеством иллюстраций, фотографий. На страницах данного издания воспроизводятся уникальные материалы из собрания музея. Книга Е.Н. Егоровой «Детство Александра Пушкина» также будет интересна широкому кругу читателей. Листая её, мы узнаем, как в дворянских семьях были популярны семейные чтения, домашний театр. Это не могло не способствовать образованию детей.
Много еще интересных подробностей из школьной жизни писателей можно узнать, побывав на нашей выставке. Например, то, что А.П. Чехов оставался в школе на второй год дважды: в третьем классе – из-за неуспеваемости по арифметике и географии, а в пятом – из-за двоек по греческому языку. По русской словесности писатель никогда не получал больше четвёрки. А вот после поступления в медицинский университет, дела учебные у него наладились, там он по-настоящему развил свой талант писателя-сатирика. Н.В. Гоголь, поступая в Нежинскую гимназию, хорошо знал лишь Закон Божий, по остальным же предметам у будущего писателя были большие пробелы. Учитель латинского языка писал о Гоголе: «Он учился у меня три года и ничему не научился».
Сегодня с выставкой познакомились десятиклассники школы №8. После экскурсии наши юные читатели приняли участие в исторической игре «Эпоха славная Петра», в которой отличное знание петровской эпохи показала капитан одной из команд Валерия Иванилова.
Светлана Гасилова