«Взгляните на меня с любовью»

Литературным вечером  «Взгляните на меня с любовью», посвященным 80-летию со дня рождения С.Д. Довлатова, начался новый сезон в клубе «Лира» (абонемент КИЦ им. А.С. Пушкина в ВГДК)

Вечер открыла Валентина Гуйда. Она рассказала о детстве писателя, его родителях и предках для того, чтобы понять, как формировалась такая личность как Довлатов. Красной нитью через  её выступление проходила мысль, что всё начинается с детства. Безошибочный литературный вкус передался Довлатову от матери Норы Сергеевны, которая была талантливым корректором. Серёжа с детства воспринимал ее особенную точность речи и интонаций. Мама ввела его в лучшее ленинградское общество, т.к. дружила с женой актера Николая Черкасова и часто бывала с сыном у них на даче в Комарово, где собиралась прекрасная компания творческих людей. Валентина Николаевна рассказала и о колоритных дедушках писателя. Ростом и силой он выдался не в своих родителей, а в дедушку Исаака Моисеевича Мечика.
Валентина Николаевна подчеркнула, что в жизни Довлатова главной питательной средой был  родной дом и семья, благодаря ей он вырос в уверенного и эрудированного юношу с явным чувством превосходства перед окружающим миром, которое он прикрывал самоуничижительной иронией.

Л.С. Сальникова рассказала о ключевых моментах биографии писателя: учебе в университете, армии, о работе в Таллине, Пушкинском заповеднике, причинах отъезда за границу. Но главной темой её выступления было всё-таки творчество Довлатова, которого считают родоначальником одного из течений постреализма, получившего в критике название «новый автобиографизм».
Писатель превратил свою биографию в литературное произведение, в неиссякаемый источник абсурдных, трагикомических сюжетов, а версии одних и тех же событий своей жизни многократно изменял. Людмила Николаевна рассказала,  в чем заключается парадокс его произведений. Несмотря на то, что его истории пересказывали как случившиеся в жизни, слепком с этой жизни они не были. Его повествования не были хроникально-документальными свидетельствами, хотя в них встречались известные названия улиц и городов, знакомые фамилии. Писатель с молодых лет придерживался таких формулировок: «потерпел успех, одержал поражение». Довлатов говорил, что его задача скромна: рассказать о том, как живут люди. А на самом деле писатель рассказывал о том, как они не умеют жить, как и он сам, который лишён был насущного навыка жить. А помноженное на талант неумение жить «как все» в 60-70-е годы было равнозначно катастрофе.  Довлатов горько шутил: от хорошей жизни писателями не становятся.
Слушатели узнали о трёх городах, которые оставили след в жизни писателя. Людмила Николаевна рассказала о том, что Сергей Довлатов создал театр одного рассказчика, о том, как композиционно делятся его рассказы и почему, о том, что Довлатов верил в спасительную для души суть афоризма «То, что отдал, — твоё». Он жил и писал по этому принципу и чувствовал, что жить щедро – красиво. Закончила своё выступление Людмила Николаевна фразой, которую любил повторять писатель: «Обидеть Довлатова легко, а понять трудно».

Ю.В. Валов в своем выступлении провел параллель между жизнью и творчеством С.Д. Довлатова и В.С. Высоцкого. Н.П. Комисарова выступила с интересными фактами из жизни и творчества писателя, привела известные его цитаты, а также рассказала, что очень остро ощутила надвигающийся абсурд в жизни писателя после знакомства с его биографией и творчеством. Для Гиматдиновой Светланы Николаевны первое впечатление от произведений Довлатова — это душевная боль. Автор пишет весело, интересно, язвительно, но через веселье ощущается одиночество. Для неё Довлатов — атмосферный писатель.

Творчество и жизнь С.Д. Довлатова не оставили равнодушными членов клуба «Лира», которые после основных выступлений с удовольствием делились своими впечатлениями.

Людмила Сальникова