Этнография для детей

Сегодня у нас выдался день этнографии. Первыми на занятие пришли ученики 3-в класса Волховской СОШ №1. Мы поговорили с ними о ремеслах, разобрались, какие музейные предметы относятся к занятиям мужским, а какие — к женским, как использовался тот или иной предмет. Была у нас и практическая часть. Попрактиковаться в мужских ремеслах у нас возможности не было — не будешь ведь ковать, пилить или строгать в музее, поэтому и девчонки, и мальчишки попробовали ремесла женские. С удовольствием чесали пряжу, гладили с помощью рубеля и пришли к выводу, что и женские обязанности были очень нелегкими и требовали большой физической силы.

Затем ребята из группы №14 детского сада №4 сегодня сдавали экзамен по этнографии. Справились успешно не только с теорией, рассказав о том, что за приспособление такое — «коза», для чего можно использовать сундук, какой утюг можно ставить в печку, но и с практикой — они ловко сажали колобок лопатой в печку. Но более ловкими, конечно, оказались девочки, будущие хозяюшки.

У ребят из 2-в класса Волховской СОШ №1 этнографическое занятие было посвящено истории осветительных приборов. Школьники проследили эволюцию искусственного освещения от костра в пещере первобытного человека до современных энергосберегающих ламп. Чего только не придумал человек, чтобы осветить своё жилище! Лучина и свечи (сальные, восковые, парафиновые, стеариновые), факелы, лампы масляные, керосиновые, газовые и, наконец, электрические. Лучина на Руси на протяжении многих веков была главным средством освещения крестьянских изб. Дети увидели светец – подставку для лучины, узнали, что рядом со светцом всегда ставили плошку с водой или песком, чтобы угольки и искры падали туда во избежание пожара. Разобрали на части лампу керосиновую, посмотрели, из чего она состоит и как работает. Вблизи рассмотрели старинный уличный фонарь и узнали, что первые уличные фонари в России появились при Петре I в Санкт-Петербурге. Услышали рассказ о том, как изменился быт человека с появлением электричества. А в завершение занятия дети порассуждали, почему и как нужно экономить электроэнергию.

А тем временем в соседнем зале заведующий историко-краеведческим отделом КИЦ Виктор Васильевич Астафьев проводил экскурсию по экспозиции «Истоки родной старины» для гостей из города Кириши. Насыщенный денек получился у нашего историко-краеведческого отдела!