Арт-беседа о русском художнике Иване Крамском прошла в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина. Знаменитый передвижник, один из главных реформаторов в искусстве XIX века, живописец и портретист Иван Николаевич Крамской мог бы остаться в истории русского искусства, написав лишь одну картину — «Неизвестная». Эта картина – один из бриллиантов московской Третьяковской галереи – знакома всем и каждому. Однако художник подарил миру сотни полотен, которые восхищают, поражают и очаровывают. Среди них «Лунная ночь», «Мина Моисеев», «Русалки», «Христос в пустыне»… Возглавивший в ранней молодости «бунт четырнадцати», создавший объединение передвижников, талантливейший художник, критик Иван Крамской стал идеологом целого поколения художников-реалистов.
Родился Иван Николаевич Крамской 8 июня 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня под Острогожском Воронежской губернии. Воспитывался в семье чиновника-делопроизводителя, мещанина. После смерти отца работал ретушером у фотографа, который в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты». В 1856 году переехал в Санкт-Петербург и поступил учиться в Академию художеств. Но от выпускного экзамена отказался. Вместе с ним покинули Академию ещё 13 учеников и организовали «Петербургскую артель художников». Позже Иван Крамской стал одним из организаторов «Товарищества передвижных художественных выставок».
Наибольшую славу среди современников Иван Крамской приобрел как портретист. Его произведения приобретал Павел Третьяков, считая их вершиной творчества художника. Крамской проникал в сокровенные тайники жизни сердца и ума, раскрывал в человеке самые характерные, наиболее присущие ему свойства, воспевал самые прекрасные и возвышенные качества.
Крамской с его демократическим мировоззрением не мог остаться в стороне от изображения народной жизни. Его крестьяне – это люди, проживающие свою жизнь там, где суждено им было родиться. В картинах художника ощущается необозримое духовное богатство, таящееся в народе.
Иван Николаевич Крамской – сильная творческая личность. Он не только замечательный живописец, но и талантливый педагог, организатор, идеолог и публицист. Свои убеждения он выражал с помощью кисти и красок, рисовал не только внешний облик, но и духовную сущность. Выражал то, что видел, чувствовал…
Ранняя смерть не дала художнику осуществить многие творческие замыслы, увидеть успехи своих учеников, реформу Академии художеств. Он умер буквально с кистью в руке, рисуя очередной портрет, 24 марта 1887 года, не дожив до пятидесяти лет. Современники сравнивали его кончину со «смертью доблестного воина, умирающего на поле битвы, с оружием в руках, под сенью любимого знамени».
Елена Павлютина