«Новый мир» в мае

Анонс майского номера (№ 5, 2020) журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Ирина Богатырёва. Согра. Роман. Окончание
Психологический триллер – повествование о девочке-подростке и ее брате, отправленными отцом на лето из города в дальнюю деревню, – для юных горожан деревню дальнюю и географически, и психологически; то есть герои оказались в новом для них мире, который заставляет их заново учиться жить; восприятие этого процесса обостряется в романе еще и психологической неустойчивостью героини, девочки-аутистки, и так без особого доверия относящейся к окружающему ее миру, а в сложившейся ситуации мир обретает для нее еще и черты фантасмагории.
Игорь Малышев. Черноземные были. Рассказы
Небольшая подборка рассказов, демонстрирующая современную культуру «короткой прозы», когда предельно сжатое повествование выполняет функции повествования развернутого эпического, психологического, того, к которому нас приучила русская классика.
Саша Филбар. Канат. Рассказ
Рассказ про то, на что способна материнская любовь.
Владимир Березин. Посланник из прошлого. «Снег» Константина Паустовского
Эссе о писателе, скрывавшимся для большинства его почитателей за обликом знаменитого Константина Паустовского как автора трогательных рассказов про любовь, природу и путешествия по родной стране; тогда как, по мнению Березина, проза Паустовского далека от «сентиментальной размягченности» – писателю удалось сказать многое о жесткости и часто и жестокости своего века; тут все дело в том, какими глазами читать Паустовского.
Виктор Резцов. Воспоминания о той войне.
Записи из «семейных архивов» — воспоминания о детстве в годы войны, записанные автором повествования уже в зрелости, в которых – взгляд ребенка на войну, дополненный взрослым пониманием пережитого им когда-то.
СТИХИ
Подборки стихотворений Александра Кушнера «Все радости мира», Елены Михайлик «Энтропия берет свое», Марии Ватутиной «Задержка дыхания», Александра Тимофеевского «Метаморфозы в Сиракузах», а также стихотворение, а точнее, короткая поэма Дмитрия Данилова «Спаси нас» – о неподъемной тяжести бытия: молитвы людей, дошедших до края и уже опустивших руки, у которых последняя надежда – на Богородицу, которая сможет или заново их оживить, или примирить со смертью, для кого-то желанной даже:
ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ
Дмитрий Бавильский. Из-под маски. Коронанарратив.
К новой лирико-философской эссеистской прозе Бавильского эпиграфом можно было бы поставить строчку из Пастернака «И чем случайней, тем вернее…» – начало текста: «Сестра моя Лена напугала маму, бросив в семейный чат сообщение: «От Солнца откололся кусок и летит прямо на Землю…» Мама, пережившая падение «челябинского болида» 15 февраля 2013 года одна в нашем доме (стекла задрожали, в обморок упали), мгновенно настроилась на самое худшее: «Не было печали: мало нам вируса и поправок в конституцию!» Лене тут же пришлось маме объяснить, что это цитата. Из Незнайки. Все эти дни на нас сыплется такое количество сообщений, что многие живут в боевой практически готовности к любым плохим новостям, слету воспринимаемым единственно возможными. Тем более что пока пик эпидемии не пройден (я пишу этот дневник в начале апреля из Челябинска, являющегося для России чем-то вроде символа даже не города, но места вообще – некоего территориального промежутка, знака средней температуры по больнице, хотя уже сейчас опасно соседский Екатеринбург по количеству инфицированных covid19 выходит на третье место по стране, после Москвы и Питера), опасность все еще кажется умозрительной и неконкретной…»
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА.
Фабрис Аджадж. И Слово стало плотником ¬– или Добрая весть наших рук
Сегодняшние, в эпоху постмодерна, размышления христианского философа о «дегуманизации человеческой личности, беззащитной перед вызовом современного технократического общества: «Сегодня, когда робототехника делает наши руки избыточными, тайна Воплощения ощущается еще более остро. Во времена святых отцов крестьяне и ремесленники составляли большинство населения: в том, что Иисус Христос был плотником, не было ничего необычного, это было в порядке вещей. Сегодня, когда крестьянский и ремесленный труд стали такими редкими, этот факт, несущий богатый смысл, невозможно обойти вниманием. Его следует впервые истолковать буквально ради спасения нашего сознания. Почему Слово стало плотником? Для того, чтобы продемонстрировать теснейшую связь между телом и сознанием, чтобы убедить нас окончательно и бесповоротно в том, что проводник человеческого в человеке – это рука…»
МИР НАУКИ
Алексей Музычкин. Новая гипотеза происхождения языка
В этой публикации уже знакомый читателю «Нового мира» прозаик Алексей Музычкин выступает как лингвист, автор исследования, посвященного проблеме глоттогенеза или происхождения естественного языка. Свой подход к теме Музычкин излагает в подготовленной к печати книге «Метод Sapiens. Новый взгляд на проблему происхождения языка и культуры». «Новый мир» публикует главу из этой книги, специально подготовленную автором для журнала, в которой, собственно, и изложена сама гипотеза.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Владимир Губайловский. «Ошибка» Бориса Пастернака. О стихотворении «Единственные дни».
К вопросу о том, какой же все-таки месяц года имел в виду Пастернак в своем стихотворении «Единственные дни»; то есть упоминаемый в стихотворении «солнцеворот» – это солнцестояние (самый короткий день в году) или равноденствие (20 марта)? Автор статьи предлагает свое объяснение тому, каким образом у Пастернака в «солнцеворот»» середина зимы и оттепель оказываются совмещены.
Григорий Кружков. «Единственные дни». Зимний солнцеворот у Элиота и Пастернака.
Статья, продолжающая поднятую Губайловским тему «солнцеворота», только здесь тема эта возникает на материале сравнительного анализа поэтической ситуации первых постсталинских лет в русской поэзии (Пастернак) и традиции английских романтиков, наследником которой во многом и выступал Элиот, скажем, в своих «Четырех квартетах». Автор статьи исходит из того, что у обоих поэтов «солнцеворот» возникает не только как «надежда и предчувствие весны», но и как «миг постижения истины, остановки летящего времени. Этот день, не принадлежащий ни прошлому, ни будущему; дает нам возможность ощутить вечное».
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
Олег Лекманов. Утерянный ключ к рассказу Василия Шукшина «Срезал»
Статья про одного из самых известных персонажей Василия Шукшина — хрестоматийного уже Глеба Капустина из рассказа «Срезал», про «идиота», «который, впрочем, не такой уж идиот», как охарактеризовал его Шукшин. Образ Капустина уже породил целую литературу, авторы которой могут резко расходиться друг с другом в своих суждениях. Лекманов предлагает свое прочтение шукшинского рассказа, возможно, неожиданное для нынешних поколений россиян, не знавших о том, что к началу 70-х годов (времени написания рассказа) «советские крестьяне, в отличие от городских жителей, по-прежнему не имели паспортов. Более того, им не разрешалось покидать свое село более чем на тридцать дней, а для выезда, например к родным, требовалось брать соответствующее разрешение (справку) в сельсовете», то есть в образе Капустина отсвет тогдашнего противостояния города и деревни, свободных горожан и крепостных селян.
Кинообозрение Натальи Сиривли
Принц и нищий
«Режим самоизоляции – хороший повод взглянуть на происходящее в Российском кино. Чемпионом проката в текущем году стал у нас фильм «Холоп» режиссера Клима Шипенко, собравший аж 3 миллиарда рублей (50 миллионов долларов) в новогодние праздники, обойдя и костюмно-державный блокбастер «Союз спасения» Андрея Кравчука про восстание декабристов (сборы – 11 миллионов долларов) и фантастический боевик Федора Бондарчука «Вторжение» про вторжение инопланетян в Москва-сити (15 миллионов). Всему этому дорогостоящему пафосу зритель предпочел незатейливую комедию а ля «Шоу Трумана» про то, как современного зажравшегося мажора перевоспитывают, отправив в XIX век – крепостным на конюшню.
Почему? …»