Полёт сквозь время

12 октября 1957 года на экраны нашей страны вышел фильм режиссёра Михаила Калатозова  «Летят журавли».  Эта картина стала признанной классикой отечественного кино. И не только отечественного: в 1958 г. он был показан на Международном Каннском кинофестивале и выиграл Золотую пальмовую ветвь, стал лидером кинопроката во Франции, а Татьяна Самойлова получила приз как самая очаровательная и талантливая актриса фестиваля.

«Летят журавли» — фильм  о войне, но не о подвигах и героических смертях. Это – история одной любви (одной из многих), едва зародившейся и несостоявшейся. История одной женщины, преданно любящей невесты, хоть и ставшей чужой женой.

Автор пьесы и сценария Виктор Розов вспоминал, как впервые встретился с Михаилом Калатозовым – «в коридоре коммунальной квартиры, где он мыл посуду». Режиссёр пришёл к драматургу после прочтения пьесы «Вечно живые». Розов был театральным драматургом и не знал, как адаптировать пьесу для кино, поэтому над сценарием работали вместе. Много предложений внёс и оператор картины Сергей Урусевский: «Многое писалось во время съёмок. Всё возникало стихийно, в процессе работы». Урусевский снимал ручной камерой, что позволило ему сделать композицию фильма динамичной и передать эмоции героев.  Работа над фильмом шла непросто – сначала тяжело заболела Татьяна Самойлова, потом на съёмках пострадал Алексей Баталов – по сценарию ему нужно было падать в воду во время драки с солдатом. Актёр упал прямо на торчавшие из воды на ветки деревьев и сильно поранил лицо. Ему пришлось наложить несколько швов.  К съёмкам Баталов смог вернуться только через месяц.

Татьяну Самойлову на роль Вероники предложил ассистент режиссёра, который видел её работу в х.ф. «Мексиканец». Вместе с оператором они убедили Калатозова   выбрать Самойлову. Критик Лев Аннинский писал: «В лице Самойловой есть что-то простодушно-наивное, какая-то неискушённая естественность. Бездна духовности или бездна страсти, то самое глубоко личное, неповторимое, индивидуальное бытие, которое и приковывало ваш взгляд к лицу Самойловой». Любование прекрасными лицами Татьяны Самойловой и Алексея Баталова вдохновило, восхитило бессмертную камеру Сергея Урусевского. И любовь. Юная, свежая, полнокровная любовь двоих, искрящихся счастьем, радостью, смехом, ожиданием…

Шли годы. Менялось поколение зрителей. Но всё больше трогала своей человечностью горестная судьба Вероники. Такой красивой и такой несчастной, одинокой, доброй, хорошей и погубленной злыми силами войны: «Вместо свадеб разлуки и дым».

Павлютина Е.Ю.