В каждой российской семье есть своя история о родных и близких, которые воевали, находились в оккупации или были тружениками тыла, детьми, а значит, свидетелями, очевидцами тех страшных событий. Именно они могут рассказать нам, как это было, какой ценой досталась Победа. В канун 9 мая особенно интересно поговорить с людьми, которые знают о войне не понаслышке, многое пережили. Они не очень любят вспоминать, потому что слезы текут непроизвольно, сдавливает горло и сжимает сердце от боли за тех, кто не вернулся, кто умирал на твоих глазах от голода и болезней, кому война искалечила судьбу.
Моя мама, Капылович Мария Романовна — уроженка республики Беларусь, Гомельской области, Ельского района (эти края известны под названием «Полесье»). В годы Великой Отечественной войны она была ребенком, ей было пять лет, но она многое запомнила, чему-то она сама была очевидцем, что-то узнала из воспоминаний мамы. Да и как не вспоминать — столько боли, потерю близких и любимых: гибель ребенка, невозвращение мужа…
В Белоруссии шли жестокие бои, большая часть территории была оккупирована. Детская память хранит многое, боль не утихает. Она нечасто нам, своим детям, рассказывала истории военных лет, вспоминала умерших близких, но сегодня я попросила ее рассказать подробнее, понимая, что мы можем так и не узнать, а значит, не передать это своим детям и внукам. И не будет нам за это прощения…
Семья моей мамы была большая и дружная. Шестеро детей для тех лет было нормой. Отца мамы — моего дедушку Барановского Романа Ивановича — в первые дни войны призвали на фронт. В 1944 году он пропал без вести на территории Литвы. Бабушка Ульяна Николаевна осталась в деревне Дубровка одна с маленькими детьми. Вскоре к деревне приблизились немцы. Жители приняли решение уходить в лес, спрятаться на болоте. Там был безопасный островок, переход на который фашисты знать не могли.
«Закопали в огородах все, что могли. Скотину угнали с собой, и пошли всей деревней. Выкопали землянки, обжились, как могли… Мама (моя бабушка) ходила в лес к партизанам и пекла там хлеб, помогала. Не помню, чтобы нам приносила. Младший братик был совсем маленький, умер от голода и болезни. Нас у мамы осталось пятеро. Ели все, что могли найти: ягоды, грибы, хлеб из лебеды. Голод было самое страшное, до сих пор не могу выбросить ни крошки. В болоте прожили несколько месяцев. Когда стало холодно, вернулись в деревню. Она оказалась вся сожжена, опять вырыли землянки…».
Детская память хранит обрывки, отдельные эпизоды, которые запомнились навсегда: «Не забуду, как встретили на дороге немцев. Один навел пистолет на мою старшую сестру. Мама (бабушка Ульяна) прикрыла дочку собой, их забрали и заперли в сарае. Мама сделала ночью подкоп и им, слава Богу, удалось бежать».
Много говорили мы с мамой и о том, сколько искалеченных судеб осталось после войны. Бабушка моя так и осталась вдовой с пятью детьми. Замуж она больше не вышла, хоть и красавица была. Всю жизнь работала, растила детей. И не озлобилась на жизнь, не жаловалась и не роптала. Веселой была, жизнелюбивой и милосердной.
Запомнился маме такой случай: «В войну люди по-разному себя вели, кто-то больше другим помогал, а кто-то для себя выгоду искал. Была в партизанах одна девушка, которая по пустым домам ходила и вещи себе забирала. Партизаны ее за это расстреляли в лесу и оставили. А моя мать Ульяна вместе с другой женщиной выкопали, какую могли, могилу и похоронили. На этом месте грибы всегда хорошо росли. Я хоть и небольшая была, но в лес недалеко самостоятельно за грибами ходила. И вот однажды увидела я возле этой могилы большой белый гриб и сорвала его. Потом всю жизнь жалела об этом. Думала об этой женщине, может, это судьба ее была — пара. Жалко ведь ее, не от добра по чужим хатам пошла…»
«И еще напиши, — просила мама. — Ой, война, война, что же ты наделала, ты заставила любить, кого я ненавидела…». Еще долгими десятилетиями война своими раскатами отзывалась в людских сердцах, да и сейчас мы это эхо слышим… Замуж после войны выходили часто не по любви, а потому, что есть нечего было.
Слушала неторопливый рассказ мамы и восхищалась героическим поколением. Для них духовные ценности были и остаются на первом месте. На мой вопрос — «добрее были люди в войну?» мама однозначно отвечала: «Конечно!»
На мою просьбу дать совет, напутствие молодому поколению, прозвучало: «Главное любите свою Родину, уважайте родителей и помните о войне».
Я желаю своей маме и всем детям войны здоровья, подольше быть с нами. Пока вы рядом с нами, все будет хорошо. С наступающим праздником Победы!
Светлана Гасилова