Нет права забывать

В преддверии юбилейного Дня Победы в КИЦ им. А.С. Пушкина проходит множество мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. Они различаются по форме, по возрастной категории, для которой предназначены. Но объединяет их то, что нет среди них мероприятий формальных. Вот и очередная встреча, несмотря на академичное и сухое название «лекция», получилось очень интересной. 12 февраля лекцию на тему «Оккупационный режим на территории Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны прочитал Анатолий Леонидович Никифоров, кандидат исторических наук доцент ЛГУ им. А.С. Пушкина
Анатолий Леонидович начал свое выступление с рассказа о том, что представляла собой Ленинградская область накануне войны. А была она самым большим регионом Северо-Запада, куда входили помимо современной территории Ленинградской области почти вся Псковская, Новгородская и частично Вологодская области. Весьма пестрым был и ее национальный состав.
Война пришла на территорию Ленинградской области рано. Спустя10 дней после её начала был захвачен город Остров. К середине ноября 1941 года из 72 районов Ленинградской области полностью оккупированы были 47, а частично захвачены 12 районов. Ни в одном другом месте Советского Союза на оккупированной территории немецкая военная администрация не существовала так долго – целых 29 месяцев.
Ленинградская область, не имеющая больших запасов полезных ископаемых, рассматривалась немецким командованием как регион депрессивный, а потому вести там активную хозяйственную деятельность не предполагалось. Население должно было быть либо ликвидировано, либо насильственно выселено.
Лектор подробно рассказал о том, как устанавливался оккупационный режим, каковы были его особенности и чем они были обусловлены, о настроениях населения, которые изменялись в зависимости от обстановки на фронте, о том, почему в городах отношение к новому режиму было более враждебным, чем на селе, о том какие группы населения и по каким причинам охотнее шли на службу к оккупантам.
Интересно было узнать, что основная агитационная работа гитлеровцев была направлена не на молодежь, а на представителей старшего поколения. А объяснялось это тем, что молодежь, родившаяся и выросшая при советской власти, плохо поддавалась идеологической перековке, а люди постарше за свою долгую жизнь видели и пережили разное, у некоторых были и обиды на советскую власть.
Слушатели узнали, как на первых порах организовывалась борьба с оккупационным режимом. О том, как зарождалось и постепенно росло партизанское движение, о том, как непросто складывались взаимоотношения партизан с местным населением, которое в первый период оккупации относилось к ним враждебно. С удивлением узнали слушатели и о существовании лжепартизанских отрядов. Их основными задачами было: установление места дислокации истинных партизанских отрядов.
Трагическая страница в истории ленинградской земли — создание на её территории фильтрационных и концентрационных лагерей для советских воинов и мирных граждан. На территории Ленинградской области в довоенных границах находилось более 50 фильтрационных и концентрационных лагерей, в которых погибли тысячи военнопленных и мирных жителей. Для того, чтобы «разгрузить» переполненные лагеря, фашистские захватчики периодически устраивали массовые казни.
Последствия германского «нового порядка» на территории Ленинградской области были ужасны. В этом регионе, который до войны считался самым крупным на территории Северо-Запада, во время оккупации численность населения сократилась на две трети. Женщины, старики и дети погибали от истощения и непосильного труда на захватчиков. В начале 1943 года10 из 13 новорожденных умирали вскоре после появления на свет. За период оккупации с осени 1941-го по лето 1944 года гитлеровцы почти полностью разрушили 20 городов и более трех тысяч сел, деревень и других населенных пунктов.
Трудно и больно вспоминать те трагические страницы нашей истории, но, наверно, чтобы знать правду и не забывать боль, которую война принесла каждому человеку, нужно обязательно говорить и о них.

Юлия Аитова