Непобедимый Ленинград

Одним из самых ярких мероприятий в КИЦ им. Пушкина, посвященных полному освобождению Ленинграда от блокады, стала экскурсия по выставке-инсталляции «Несколько шагов в блокадный зоопарк». Предлагаем вашему вниманию интервью с автором проекта библиотекарем Ю.А. Макарвой, которое было опубликовано в газете «Провинция. Северо-Запад» от 31 января 2020г.

Непобедимый Ленинград
27 января – памятный день, когда не только Россия отмечает великое событие – прорыв блокады Ленинграда, но и бывшие союзные республики. 76 лет назад в этот день советские войска полностью освободили город от сжимающих клещей гитлеровских захватчиков. Победа досталась дорогой ценой – за 872 дня блокады от голода, болезней и огня противника погибли почти 650 тысяч человек. Город не сдался, несмотря на страшные атаки с воздуха и постоянные артобстрелы противника. Волховчане не остались в стороне, тем более что вклад Волховстроя в эту Победу велик.

 

 

На страницах нашей газеты мы рассказываем о праздничных мероприятиях, прошедших в Волхове и Волховском районе.

В волховском городском культурно-информационном центре имени А.С. Пушкина прошла акция памяти «Помнит сердце», в которой приняли участие дети подготовительных групп детских садов города и школьники. Ребята

 

с большим интересом рассматривали экспозицию о быте блокадного Ленинграда. Особенно им понравился рассказ о жизни зимой животных Ленинградского зоосада. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с автором идеи и макета Ленинградского зоосада библиотекарем Юлией Макаровой:

— Юля, как вам пришла идея соорудить макет зоосада?

— Когда я узнала об истории, которая случилась в блокадном городе с жителями и с животными и, когда я увидела схему довоенного зоопарка, у меня родилась идея: создать макет, чтобы познакомить ребят с этой историей. Показать наглядно, что происходило в то время.

— А какую историю вы узнали?

— Историю блокадного Ленинграда. Страшные, конечно, события происходили в городе. Самые ужасные, наверное, из страниц военной истории. На момент блокады в городе осталось очень много животных. Конечно, часть пытались эвакуировать. В тыл, а именно, в Казань, вывезли белых медведей, некоторых тропических хищников, носорога Милли. Но многие остались в зоопарке. Среди оставшихся – бегемотица Красавица, слониха Бетти, обезьяны, тюлени, хищные птицы, копытные животные: бизоны, быки, ослики. Их надо было как-то спасать. Работники предпринимали все возможные и невозможные усилия для того, чтобы они смогли выжить. Многие из сотрудников ночевали и жили в самом зоосаде – они не могли оставить своих подопечных ни на минуту и, к сожалению, на момент окончания войны в зоопарке остаётся 80 животных, а до начала войны их было больше 500. Но всё-таки эти 80 выжили и среди них – бегемотица Красавица. Она пережила не только блокаду, но и прожила до 1951 года, не заработав ни одной хронической болезни. Тогда ветеринары про неё говорили: «Вот она – блокадная закалка» и очень гордились этим.

— Много ребят посещает и путешествует по блокадному зоосаду?

— Да. Сегодня у нас были ребята из садиков, из театральной студии, школьники

— Какие вопросы ребята задают?

— Когда я им рассказываю историю, те, кто поменьше спрашивают про красные крестики, которые располагаются на макете. Я им объясняю, что это попадание бомб и это только отмечены места фугасных огромных бомб. Если ещё отметить места попадания артиллерийских снарядов, то на макете не останется ни одного белого места, потому что очень много на территорию зоосада попадало снарядов, так как рядом находится Петропавловская крепость, по которой фашисты били прямой наводкой.

— Сколько времени продлится такое путешествие?

— В среднем минут 30 мы разговариваем с посетителями, а потом можем всё посмотреть. Ребята спрашивают про выживших животных, про то, чем кормили. Сама выставка рассчитана до Дня Победы.

— А литературу по своей выставке вы ребятам предлагаете почитать?

-Обязательно. У нас подготовлена целая экспозиция, и ребята уже давненько принимают в ней участие, многие формуляры уже помечены специальной отметкой «Возьми книгу о войне и прочитай». Таким образом, вырази свою благодарность за Великую Победу. Дети выбирают абсолютно разную литературу и художественную, и историческую. Много ребят интересуются, берут и читают, а потом делятся своими впечатлениями о прочитанном.

Л. Соловьева