Июльский «Новый мир»

Анонс июльского (№ 7) журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Григорий Аросев, Евгений Кремчуков. Деление на ночь. Роман. Начало

Роман начинают два повествовательных потока, герои которых никак друг с другом не связаны, у каждого из них своя жизнь, однако возникает ситуация, когда перед одним из героев встает задача максимально приблизиться к другому, проникнуть внутрь его сознания. И одна из сюжетных линий, выстраивающих роман, представляет собой художественное расследование того, из чего собственно «состоит человек», точнее – из чего состоят границы того пространства, в котором располагается человек как отдельная «сущность», и насколько проницаемы или непроницаемы эти границы. 

Александр Жолковский. Искусство как подвох и другие виньетки

Лирико-философская проза профессионального филолога – очередной цикл автобиографических новелл, которые, как признается здесь автор, писать трудно по разным причинам, но автор тем не менее движется вперед: «Все охотно повторяют, что правду говорить легко и приятно. Сказать такое – что и говорить! – приятно, но сначала надо позаботиться, чтобы это было и правда так. Не будем забывать, кто это сказал и чем кончил. Чтобы говорить правду, ее надо прежде всего знать. А это трудно, поскольку не всякому по уму – поди познай ее. Да и знать-то не особо хочется; чаще всего она неприятна – горька, нелестна, тревожна.  Гораздо легче врать – начиная с себе самому…»

 Михаил Тяжев. Старший брат, рассказ

Герою рассказа предстоит ответить, самому себе ответить на вопрос: какая жизнь больше расслабляет человека – жизнь в тюрьме или жизнь на воле?

Галина Зеленина. Неродная речь

О возвращении – долгожданном сегодня для многих – того языка, на котором Россия говорила почти столетие, языка советского, ну и соответственно – о возвращении всех форм той жизни, которые язык этот породили. Или… или это устройство нашей речи способно выстраивать формы нашей жизни?

Владимир Березин. В тени зонтика («Человек в футляре» Антона Чехова)

Неожиданное прочтение хрестоматийного рассказа, неотрывного для всех нас от хрестоматийного же его толкования, заданного, кстати, как напоминает автор, И. Сталиным.

  СТИХИ

Подборки стихотворений Кати Капович «Горит, не догорая», Дмитрия Григорьева «Марш мягких игрушек», Александра Климова-Южина «Между приливом и отливом», Виктора Куллэ «К тишине», Андрея Сен-Сенькова

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Олег Юрьев (1959 – 2018) Стихотворения 1982 – 1984. Публикация и вступление Ольги Мартыновой и Даниила Юрьева

«Подборка составлена из стихотворений первой половины 1980-х годов, не включенных ни в один вышедший типографский сборник и не опубликованных в периодике. Однако все эти стихотворения Юрьев читал на своих выступлениях и  включал в машинописные сборники. Другими словами, это стихи из «основного авторского корпуса». И без них представление об этом периоде творчества поэта остается неполным…»

Варлам Шаламов в «Новом мире». Опыт внештатного рецензента. Подготовка текста, комментарии и вступительная статья Ксении Филимоновой.

Шаламов о литературе как ремесле.

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Сергей Нефёдов. Золотая орда

 В качестве эпиграфа автор приводит цитату из Эрика Фромма:  «Человек – волк или овца? Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец?.. Не означает ли он, что существует как бы две человеческие расы волков и овец?» К предложенной философом оппозиции историк Нефёдов отнесся как ученый, прослеживая в этой статье историю Золотой Орды  еще и как историю противостояния «волков» (гуннов, тюрков, кипчаков, то есть «Народа Волка», жившего грабежом и убийством) и «овец» – земледельческого по преимуществу населения древнего Китая и Руси.   

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Андрей Краснящих. Писатели в Харькове. Слуцкий. Начало

Первая часть микромонографии Краснящих посвящена Харькову в жизни Слуцкого, то есть его детству, отрочеству и ранней юности и, соответственно, – Харькову в поэзии Слуцкого. В частности, автор рассматривает влияние языковой среды, в которой рос и в которой воспитывался как поэт Слуцкий, среды многоязычной, где «базовые» языки города – украинский и русский – активно взаимодействовали с идишем, немецким, армянским, греческим языками.

ОПЫТЫ

Татьяна Бонч-Осмоловская. Танец призраков

О событии, которое, как считает автор, останется вехой в истории человечества – завершении телесериала «Игра престолов». О том, насколько неудачными, по общему мнению, оказались завершающие серии. И о том, как анализ вот этой вот «сокрушительной неудачи» помогает нам понять художественное своеобразие сериала. Попытка такого анализа приводит автора статьи к выводу, что «Претензии к сериалу напрасны. Признаюсь наконец, что я была среди тех жалких пятнадцати процентов, считавших, что завершить сериал нужно было именно так. И дальнейшее – только моя версия, вариант фанфика, если желаете. Это прекрасный финал. Мы просто неверно его увидели. У каждой песни есть тот, кто поет ее, у каждой истории есть тот, кто ее рассказывает. А рассказчик всегда пренебрегает объективной реальностью ради связности повествования и соответствия текущей ситуации, культурной, социальной, политической».

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Лиза Новикова, Вл. Новиков. На дворе двадцатые годы. Неизбежность настоящего.

Обзорная – а здесь задействован непривычно обширный для нынешней литературной критики материал современной прозы – статья и одновременно – статья проблемная. Авторы пытаются определить, чем окажутся в русской литературе 20-е годы наступившего века. Интерес современных прозаиков к недавнему прошлому нашего общества авторы статьи рассматривают как попытку увидеть в недавнем прошлом зреющее для всех нас будущее, как изображение нашего общества и, соответственно, нашей литературы как общества и литературы, находящихся «накануне». Накануне чего? Авторы пытаются получить ответ на этот вопрос, обратившись к последним книгам Александра Снегирева, Андрея Иванова, Василия Авченко, Андрея Рубанова, Сергея Кузнецова, Антона Уткина, Алексея Сальникова, Виктора Пелевина и других.