Баллада о Тане Савичевой

23 января 1930 года, 95 лет назад, родилась Таня Савичева. Имя этой девочки вошло в историю и стало трагическим символом блокады.
Ребята из 6-б класса СОШ №1 (учитель русского языка и литературы Смирнова Н.С.) пришли в детскую библиотеку, чтобы почтить память девочки из блокадного Ленинграда.
Странички её дневника выбиты в камне. В память о Тане названа малая планета «2127 ТАНЯ». Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда, его копия — в витрине мемориала Пискарёвского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, погибших во время фашистской блокады.

«Дневник Тани Савичевой» — в нём всего девять страшных записей о гибели её большой семьи в блокадном Ленинграде. Это маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм.  Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь…


… Мамы больше нет на свете.
«Я одна осталась, Таня»
Свет погас на всей планете,
Лишь коптилка на буфете
Чуть мерцает в такт дыханью…

Трагичного в судьбе девочки с Васильевского острова было очень много. К сожалению, её не смогли спасти — из ста двадцати пяти ребятишек, вывезенных детским домом из Ленинграда в Нижегородскую область, выжили сто двадцать четыре — то есть все, кроме Тани. За её жизнь врачи, нянечки, медсёстры, не теряя надежды, бились два года. Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.
Сегодня вместе с ребятами мы читали стихи, узнали о новых книгах про блокаду, слушали «Балладу о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В.Гина), которая впервые прозвучала в исполнении Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твоё имя — как набат на всех наречиях…» В конце нашей встречи в библиотеке мы почтили память юной ленинградки минутой молчания.
Нельзя сердцу прекращать помнить.
МЫ ПОМНИМ!
Н.В.Терентьева