Апрельский «Новый мир»

Анонс апрельского (№ 4, 2021) журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Олег Хафизов. Журкаф. Повесть

Неожиданная —  после исторических повестей про графа Федора Толстого («Американца») — проза Хафизова про то, как автор, вынужденный после очередной смены губернатора местной власти уйти из журналистики, перепробовав несколько работ, становится  преподавателем на кафедре журналистики. Далее идет детально прописанная — в лицах и ситуациях — картина сегодняшней институтской жизни, и не только институтской, но картина жизни интеллигенции в нынешней губернской России. Повесть эту можно было бы отнести к жанру «физиологического очерка», если бы не особость художественной обработки материала — автор ведет свое повествование на грани реализма и сатиры; мы знаем, что сатира предполагает некую гиперболизацию изображаемого, но вот чего здесь нет, так это гиперболизации — реальность нашей жизни устроена таким образом, что перед ней бледнеют всякие гиперболы.

Афанасий Мамедов. Совпадение в Маке. Рассказ

В рассказе этом два героя: историк литературы и работник израильских спецслужб, которых вместе свела попытка разобраться, кем же все-таки был автор «Романа с кокаином» Михаил Агеев – тем пациентом психиатрической лечебницы, которого нашла в Стамбуле поэтесса Лидия Червинская и который умер в 1936 году в одной из тамошних больниц? Или же Михаил Агеев — это тот Марк Леви, который с сороковых до начала семидесятых годов был институтским преподавателем немецкого языка и литературы в Ереване, а до этого почти двадцать лет прожил в Германии, Франции, Турции скорее всего как советский разведчик?

Алла Лескова. И происходит всё. Рассказы

Короткая и очень короткая (в один абзац) проза, собрание которой  воспринимается просто дыханием автора – дыханием посредством художественной прозы  – «Всю жизнь ищешь родную душу. И наконец находишь. Эта душа — твоя».

Анатолий Рясов. Музыкальная шкатулка

Монолог повествователя, обихаживающего своего девяностолетнего деда и с его помощью постигающего, что такое деменция и что такое аутофобия (страх одиночества),  ну и, разумеется, что значит для тебя родной человек, когда он еще рядом с тобой, но уже на половину – там.

Илья Кочергин. Наследство. Очерк

Хроника поездки на Алтай, в места, где прошла молодость повествователя, однако на этот раз повествователь едет на Алтай с сыном, неожиданно «заболевшим» Алтаем, и их совместное путешествие отец воспринимает как передачу своего Алтая сыну в наследство, отсюда название очерка.

СТИХИ

Подборки стихотворений Игоря Вишневецкого «Элегия и венок сонетов», Светланы Кековой «Икона на чердаке», Дмитрия Полищука «На планете Ашера. Рассказы в стихах», Андрея Коровина «Взрослое детство», Ольги Андреевой «Дельфийский ветер»

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Шекспир. Трагедия о короле Ричарде II. Перевод Владимира Рецептера

Шекспир — голосом Рецептора, авторская композиция для сегодняшней постановки «Ричарда II»: сцена XIII, Вестминстерский зал с королевским троном»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Андрей Ранчин. Путешествие, Земля, Небо и Бог в творчестве Пушкина и Лермонтова

Сюжет этой статьи выстраивает спор ее автора с формулировкой В. В. Розанова о различиях лирики  Пушкина и Лермонтова: у Пушкина – «покой», «гармония» и «неподвижность»; у Лермонотова – «движение». Ложность такого противопоставления автор демонстрирует, обратившись к анализу мотива путешествия  в творчестве двух поэтов.

ЮБИЛЕЙ

КОНКУРС ЭССЕ К 135-ЛЕТИЮ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА. Игорь Фунт. Связь времен, или Почему ахматовский пес чуть не откусил руку биографу Гумилева; Леонид Дубаков. О стихотворении Н. Гумилева «Лес» и песне Н. Расторгуева «Это было, это было…»; Александр Чанцев. Время Гумилева; Евгений Кремчуков. Сюда и обратно; Игорь Федоровский. Горбатый Гумилев, или Как я был ирландским вождем;  Николай Носов. Озеро Чад – потерянный рай; Владимир Злобин. Веселые братья Николая Гумилева; Иван Родионов. Жуки и стрекозы как инь и ян в творчестве Николая Гумилева; Ольга Ходжаева (Смагина). Гумилев. История (не)филологической любви; Вероника Гудкова. Девочка и Гумилев. Вне конкурса: Игорь Сухих. Гумилев и Зощенко: судьбы касанья.

Из «Вступительного слова»  Владимира Губайловского: «Конкурс эссе, посвященный 135-летию Николая Гумилева, проводился со 2 февраля по 3 марта 2021 года. Любой читатель и автор «Нового мира» мог прислать на конкурс свою работу. Главный приз – публикация в журнале. На конкурс было принято 98 эссе. Они все опубликованы на официальном сайте “Нового мира“».

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Андрей Пермяков. Свое, чужое. О книгах про дачную жизнь, хотя дач теперь не существует. Или о приручении домов

Автор одной из лучших статей о современной деревенской прозе («Незабытое, не очень старое» – «Новый Мир», № 4, 2019) продолжает эту тему жизни, но в неожиданном — как бы —  ракурсе: дачная жизнь в нашей литературе. «Дачная жизнь» рассматривается здесь как ситуация, в которой горожанин, оставаясь горожанином, живет сельским жителем на своей земле, как феномен экономический, социально-психологический, как явление, имеющее в России свою достаточно сложную историю, ну и, разумеется, «дачная жизнь» рассматривается как явление эстетическое, поскольку речь идет о ее отражении в литературе.  Материалом статьи стала проза Дениса Драгунского, Анны Бабяшкиной, Анастасии Мироновой, Ольги Гришаевой, Анастасии Астафьевой, Ольги Коробковой и других.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Юлия Сытина. «Цветущая сложность» радикальной любви — о книге: Иван Есаулов. О любви. Радикальныя интерпретаціи. Магаданъ, «Новое время», 2020;                                                       

Татьяна Бонч-Осмоловская. Мерцающий мир Сморгони — о книге: Таня Скарынкина. И все побросали ножи. М., «Книжное обозрение (АРГО РИСК)», 2020;                                             

Андрей Левкин. Субъект в контексте — о книге: Марк Фишер. Призраки моей жизни. Тексты о депрессии, хонтологии и утраченном будущем.  М., «Новое литературное обозрение», 2021.      

СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ

Ирина Светлова. Вы хотите быть счастливы или свободны?

«На протяжении тысячелетий человек не переставал мечтать об абсолютном совершенстве, будь то непогрешимая мудрость богов, безупречная красота древнегреческих статуй или справедливое общество, все граждане которого будут благополучны и довольны. Однако боги по-прежнему не торопятся проявлять свое милосердие»; попытки людей создать «образцовый социум наталкиваются на принципиальную несовместимость категорий счастья и свободы. Для того чтобы в который раз поразмышлять на эту тему, авторы сериала «Дивный новый мир» («Brave New World», США, 2020, 1 сезон, 9 эпизодов) взяли за основу одну из классических антиутопий – одноименный роман Олдоса Хаксли, осовременив и дополнив идеи британского провидца…»

Источник: http://www.nm1925.ru/