В эти масленичные деньки на абонементе КИЦ им. А.С. Пушкина в ДК «Железнодорожник» открылась выставка под названием «Широкая Масленица», посвященная древнему русскому празднику, который нашел широкое отражение как в живописи, так и в литературе. Кустодиев и Суриков, Бунин и Шмелёв… Кто только не вдохновлялся этим ярким и весёлым обрядом, создавая свои произведения!
Пожалуй, самый яркий литературный образ Масленицы нарисовал русский писатель Иван Сергеевич Шмелев. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная Масленице. В ней автор описал свои детские впечатления: Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость…» Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».
Или взять, например, замечательный рассказ Надежды Тэффи «Блины». Действие происходит в Италии, на берегу реки Арно. Компания русских и итальянцев беседует на отвлечённые темы. Русские восторгаются Италией, итальянцы – Россией. Слово за слово разговор коснулся того, что в начале весны в Италии во всю цветут деревья, а в России лежит снег. Русские тоже нашли, что ответить итальянцам. В феврале в России тоже хорошо, потому что в феврале Масленица, на которую пекут блины. Вторая часть рассказа – «Широкая Масленица» — повествует о ритуале поедания блинов.
В рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник» показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а кроме того, в нем есть отличное напоминание, что следом за веселой Масленицей обязательно придёт Великий пост.
В остросюжетном ретро-детективе Антона Чижа «Выгодный риск», главными героями которого уже не в первый раз стали гениальная воровка Агата и чиновник московского сыска Алексей Пушкин, воссоздана удивительная атмосфера Москвы конца XIX века. Чего стоят только подробные описания масленичных гуляний с кулачными боями и поеданием блинов! Автор каким-то магическим образом переносит нас, читателей, в то время и даёт возможность увидеть все своими глазами и почувствовать.
Поздравляем всех с Масленицей! Желаем весёлых праздников и приглашаем к нам в библиотеку за книгами!