«Новый мир» в январе

Анонс журнала «Новый мир» № 1, 2021

ПРОЗА

Наталья Ключарева. Иванна – Жанна – Jeanne. Повесть

Героиню этой повести, от лица которой идет повествование, можно было бы назвать реинкарнацией Жанны д’Арк в наши дни, укрывшейся под личиной девочки-подростка с характером подчеркнуто независимым, свободолюбивым, то есть девочки с гонором, предприимчивой и способной постоять за себя. Первой ее любовью становится молодой человек, актер из очень специфического театра пациентов психиатрической лечебницы, что и вынуждает родителей срочно переехать в маленький город, чтобы их дочь смогла закончить школу в тихой русской провинции, но старшие не учли взрывного характера их воспитанницы и её способности жить с предельной – если не запредельной – насыщенностью. Главные события повести начинаются как раз в этом «тихом» городке. Интонационный и образный строй повествования воспроизводит внутренний мир современной девочки-подростка – с ее повышенной эмоциональностью и некоторой как бы «фантасмагоричностью восприятия» мира вокруг.

Янис Грантс. Пожалел волк кобылу – оставил хвост да гриву! Рассказ

Сколько людей, столько и миров, и, соответственно, столько способов видеть и проживать эти миры  – прихотливый образный ряд этого рассказа выстраивает сознание и подсознание его персонажей – четырех человек, живущих на съемной квартире, которую хозяин иначе как притоном не называет.

Сергей Шаргунов. Дружок. Рассказ

Рассказ про детство, про дачную дружбу со сверстником-мулатом Мишкой-негром, которая вспоминается повествователем как «золотистый промельк летних лет, неотделимый от той доживающей свой век страны».

Елена Долгопят. Сообщения с планеты. Рассказ

Рассказ этот вполне можно было бы назвать фантастическим, если б не степень достоверности изображаемой в нем нашей реальности – автор как бы подсвечивает картины нашей жизни неожиданно поставленным светом, сделав повествователем инопланетянина, который подключился к сознанию героини, молодой одинокой женщины, и читателю соответственно предоставляется возможность увидеть нашу действительность глазами другого (отнюдь не враждебного) разума.

Илья Оганджанов. Абракадабра. Рассказ

Герой этого рассказа, погруженный в обычную реальную жизнь, зачем-то мучается вопросом, а есть ли что-то в нашей жизни еще, кроме того, что происходит с нами здесь и сейчас, то есть кто мы на самом деле? Цитата: «так  хотел быть понятым. Понятым или понятным? Уже не вспомнить. Да и неважно. Потому что он так этого хотел, что не выдержал и сразу умер. /…/ Так он умер или жив, наконец? Какая вам разница. /…/ Последнее время он почти ни о чем не думал. Только иногда о том, как тут все будет без него и есть ли что-то там».

Владимир Березин. Паника. «Механик Салерно» Бориса Житкова

Эссе о сложной и противоречивой личности Бориса Житкова, и о мотиве противостояния хаосу жизни в его творчестве (автор анализирует рассказы «Под водой» и «Механик Салерно»).

СТИХИ

Подборки стихотворений Юрия Кублановского «Солёный ветер», Александра Кушнера «Всеми струнами», Андрея Сен-Сенькова «Каменный зародыш», Дениса Безносова «Метафора заката», Ольги Аникиной «Ещё не тело»

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Наталья Казакова. Ангел-хранитель

Размышление о людях, само присутствие которых в начале нашей жизни определяет весь ее дальнейший ход, – в жизни автора этого эссе человеком таким была дальняя родственница на излете своей долгой и трудной жизни, бывшая дворянка, которой удалось не только выжить в Советской России, но и прожить полноценную подвижническую жизнь.

ОПЫТЫ

Алексей Музычкин. Найти нельзя искать

«Мнение Т. С. Элиота о Гамлете», «Путешествие Колумба», «Роман Дефо «Робинзон Крузо»», «Безумие как метод» – четыре эссе, написанных Алексеем Музычкиным, но уже не как прозаиком, а как ученым (физиологом, психологом, антропологом, философом), разрабатывающим свою теорию возникновения языка  и, соответственно, возникновения культуры. Предлагаемая теория базируется на «идее экстраполяции сознания» (см. публикацию Музычкина в «Новом мире» № 5, 2020).

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Ирина Сурат «Веницейская жизнь» Осипа Мандельштама: к биографии текста

«Об этом стихотворении написано много содержательных работ, тщательно прокомментированы его мотивы и образы, и все-таки, после всех разысканий и попыток прочтения, остаются неразрешенные вопросы к тексту, как будто перед нами тот самый случай, какой закрепил в одной из своих заглавных формул М. Л. Гаспаров: «стихотворение с отброшенным ключом». Это побуждает искать такой ключ, который открыл бы возможность целостного понимания «Веницейской жизни»».

Леонид Карасев. Достоевский и фракталы

О фракталах – то есть о «целом», имеющем ту же форму, то же содержание и ту же функцию, что и одна или множество частей этого «целого» – в романах Достоевского на материале романов «Преступление и наказание», «Идиот».

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Валентина Полухина. Стихи «на случай» Иосифа Бродского

Статья об особом разделе творчества Иосифа Бродского – «Стихи, написанные на случай», в который вошли разного рода стихотворные экспромты Бродского, стихи-некрологи, стихи- поздравления, надписи на открытках, книгах и т. д. В собрание этих стихов, которое составила автор статьи, вошли «более 300 стихов «на случай», из них 202 написанных по-русски и 111 написанных по-английски. И около сотни стихов с посвящениями опубликованы в 4-томнике  и 7-томнике  Иосифа Бродского».

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Игорь Сухих. «Время…» Алексиевич: что и как?

О феномене Светланы Алексиевич, создавшей новый, по сути, жанр в современной русской литературе – «полифонический роман-исповедь» на документальном материале, который сделал ее Нобелевским лауреатом, однако не стал объектом широкого читательского интереса и не породил последователей; то есть книги Алексиевич остаются явлением во многом уникальным.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Ася Михеева «Выйти в историю» – о книге: Шамиль Идиатуллин. Последнее время. М., «АСТ; Редакция Елены Шубиной», 2020;

Вадим Калинин «Недостающие вселенные» – о книге: Евгения Риц. Она днем спит.  М., «Русский Гулливер», 2020.

Кинообозрение Натальи Сиривли

«Дорогие товарищи!»

«Первая реакция на прогремевший в этом году в Венеции (Специальный приз жюри), торжественно показанный на закрытии «Кинотавра» и почти без промедления выпущенный в российский прокат фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!»: не может такого быть! Все последние годы отечественный кинематограф производил в основном либо ура-патриотический, духоподъемный официоз, либо тусклый, депрессивный фестивальный контент, крайне завуалированно касавшийся острых тем. А тут вдруг крепкий, жесткий, черно-белый, абсолютно достоверный на уровне фактур, безжалостно-отчетливый фильм про то, как устроена родимая власть и как срабатывают ее охранительные инстинкты в кризисной ситуации народного возмущения (речь в картине – о Новочеркасских событиях 1962 года). …»

НЕКРОЛОГ

Анна Сергеева-Клятис. Конец прекрасной эпохи

Памяти филолога и литературоведа Николая Алексеевича Богомолова (1950 – 2020).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ

Книги: выбор Сергея Костырко – Мишель Уэльбек. Серотонин. Роман; Елена Некрасова. Пешком по Тихому. Роман-путешествие; Наталья Иванова. Литературный парк с фигурами и беседкой. Избирательный взгляд на русскую прозу XXI века.