16 мая исполнилось 110 лет со дня рождения замечательной поэтессы, голоса блокадного Ленинграда — Ольги Федоровны Берггольц. А знаете ли вы, что в 1951 году она в качестве корреспондента побывала на 25-летиии Волховской ГЭС и оставила свои удивительно теплые, душевные воспоминания об этом первенце советской электрификации и людях, создавших «электрическое чудо»? Воспоминания эти вошли в книгу Ольги Берггольц «Дневные звёзды». Там есть глава «Рыцарь света», посвященная волховским гидростроителям — инженерам, проектировщикам, рабочим. Перед вами — отрывок из неё:
«…И тут я не могла, хоть бегло, не рассказать Кржижановскому, что была на Волховстрое — всего три недели назад, когда первенец электрификации отмечал свое двадцатипятилетие. И так счастливо получилось, что там настигла я живое и прекрасное завершение легендарной были, подслушанной в детстве, в бедственном вагоне голодного года: я познакомилась с сыном и внуком человека, который привел в девятнадцатом году из красного Питера ту самую «умнейшую на свете машину», грызущую землю вплоть до дикого камня, о которой с таким вдохновением и надеждой рассказывал старик в вагоне. Это был коренной путиловец, старый питерский рабочий, его звали Алексей Васильевич Васильев, а «умнейшая машина» была экскаватором № 12, поднимавшим полкубометра земли. Как ей далеко еще было до сегодняшних шагающих гигантов! А она в те годы казалась моей стране огромной, как мне — петроградский дом… Когда Волховстрой был создан, Алексей Васильевич вернулся в Питер — уже Ленинград — на родной «Красный путиловец», а сын его, Василий Алексеевич, пришедший сюда в двадцатом, остался работать на новорожденной станции. Он женился на «волховской русалке», на девушке из деревни Дубовики, — деревни, ушедшей на дно, затопленной Волховом после постройки плотины. В год пуска Волховстроя у них родился сын, названный в честь деда — первостроителя Волховстроя — Алексеем. В дни Великой Отечественной войны семья Васильевых не покидала станцию, оберегала ее, готовая драться за нее до последнего вздоха с врагами. И хотя немцы стояли буквально рядом, обстреливали и бомбили Волховстрой, маленькая кучка волховчан — работников станции — все же торжественно отметила пятнадцатилетие Волховстроя в декабре сорок первого года, а в январе уже принялась восстанавливать станцию, чтобы дать ток Ленинграду. Старый путиловец Алексей Васильевич в это время работал на Кировском заводе — в блокированном Ленинграде. Он умер на заводе от голода в январе сорок второго года на своем рабочем месте».
А внук старого путиловца — Алексей Васильевич Васильев, с которым Ольга Федоровна Берггольц встретилась в 1951 году на 25-летии Волховской ГЭС, в свою очередь, тоже рассказал о встрече с поэтессой. Предлагаем вашему вниманию отрывок из беседы Алексея Васильевича Васильева с краеведом Алексеем Ивушкиным, в котором ветеран Волховской ГЭС вспоминает о встрече с Ольгой Берггольц.