Даже пандемия и самоизоляция не смогли стать помехой шествию Бессмертного полка. И хотя мы не смогли выйти с портретами наших героев на улицы городов и поселков, шествие состоялось – по всей стране теле- и радиоэфиры, социальные сети заполнили фотографии и истории наших родных и близких – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Я хочу рассказать вам о герое, портрет которого вот уже не один год проносит в колонне Бессмертного полка по городу Волхову Евгений Анатольевич Александров. С портрета смотрит на нас бравый офицер с обаятельной улыбкой. Это его отец, старший лейтенант Александров Анатолий Петрович.
Родился он 27 октября 1919 года в старинном русском городе Тутаеве Ярославской области. Родители – Петр Степанович и Анна Лавровна – трудились на льно-прядильной ткацкой фабрике «Тульма». Отец – счетоводом, а мама – мотальщицей. Толя учился в тутаевской средней школе №1, был отличным спортсменом, увлекался фотографией. В 1937 году, окончив 10 классов, поступил в Казанский медицинский институт. Проучившись всего два курса, в январе 1940-го года ушел добровольцем в Красную Армию и с 7 января по 13 марта 1940 года принимал участие в финской компании, которую сегодня нередко называют зимней или неизвестной войной. Служил стрелком-лыжником в составе 456-го отдельного лыжного батальона Ленинградского военного округа. Это было начало военной карьеры Анатолия Петровича. 7 апреля 1940 года был уволен в запас и вернулся в институт, правда, ненадолго. В январе 1941-го Анатолия призвали в ряды РККА и направили в город Чирчикстрой Узбекской ССР на учебу в Ташкентскую школу стрелков-бомбардировщиков, откуда в ноябре 1941 года он был выпущен досрочно в звании сержанта.
Послужной список Анатолия Петровича не маленький, но благодаря личному делу, сохранившемуся в военкомате, и стараниям его сына Евгения Анатольевича мы можем полностью проследить его военную биографию.
С 19 ноября 1941-го по 10 июля 1942 года Анатолий Петрович Александров воевал стрелком-бомбардировщиком в составе 666-го авиационного полка на Калининском фронте.
С 9 ноября 1942г. по 17 декабря 1942г. был стажером-бомбардировщиком 3-го отдельного учебно-тренировочного полка Московского военного округа г. Сасово.
С 10 июля по 9 ноября 1942г. – стрелок-бомбардировщик 885 армейского смешанного авиаполка Западного фронта.
С 17 декабря 1942 по 1 августа 1943г. – стрелок-бомбардировщик 615 ночного бомбардировочного авиационного полка 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии Западного фронта.
С 1 июня 1943 по 5 июня 1944г. – штурман звена 615-го Чкаловского ночного бомбардировочного авиационного полка 213-й ночной бомбардировочной дивизии Западного фронта
С 5 июня 1944 по 10 сентября 1944г находился в резерве в составе 46-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа г. Алатырь.
С 10 сентября 1944 по 8 апреля 1945г. – штурман звена связи и управления 99-й гвардейской воздушно-десантной Свирской дивизии Резерва Главного Командования в г. Орша
С 8 апреля по 5 августа 1945г. – штурман корабля в 45-м учебно-тренировочном авиационно-планерном полку 4 авиационной дивизии особого назначения Резерва Главного Командования в г. Калинин.
С 9 мая по 1945 года по 10 декабря 1946-го служил штурманом звена 393 авиационного полка Группы советских оккупационных войск в Германии.
Штурман-бомбардировщик Александров летал на самолетах У-2, прозванных в народе «небесными тихоходами» — помните знаменитый фильм? Самолет использовался для так называемых «беспокоящих налетов» ночью. Пилоты приглушали двигатель и подходили к цели на малой высоте, сбрасывая бомбы с максимальной точностью. При этом машина могла идти с минимальной скоростью, почти касаясь колесами верхушек деревьев. Обнаружить У-2 поднятым по тревоге истребителям было крайне сложно, а еще сложнее было сбить его. Нередко пытаясь зайти в хвост У-2, пилот люфтваффе врезался в землю.
К маю 1944 года общий налет Анатолия Александрова составил 393 часа, в том числе ночью – 361 час. Он совершил 245 успешных ночных вылетов на самолете У-2, в том числе 10 успешных вылетов на разведку. В семейном архиве сохранились уникальный документ – лётные тетради, которые вел А.П. Александров. В них отмечено не только количество вылетов и часов налета, но и описание вылетов: куда летали, что бомбили.
В 1943 году штурману-бомбардировщику А.П. Александрову присвоено звание сначала младшего лейтенанта, затем – лейтенанта, а в 1944-м – старшего лейтенанта. В 1942 году за успешное выполнение боевых заданий он награжден орденом Красной Звезды, в 1944-м был представлен к ордену «Красное Знамя», но не получил его. Среди других наград – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» и орден Отечественной войны 1-й степени.
Невероятное везение: за всю войну Анатолий Петрович ни разу не был ранен, хотя не раз бывал на краю гибели. После одного из воздушных боев в его самолете при осмотре насчитали 160 пулевых пробоин и 7 пробоин от снарядов крупнокалиберной пушки. Иногда его экипажу приходилось совершать по 4-5 боевых вылетов за ночь. Ничто не могло остановить штурмана Александрова на пути к цели. В наградном листе отдельно упомянуты три боевых полета на бомбардирование аэродрома немцев в Болбасово. Все три полета были произведены в светлые лунные ночи, в районе, где отмечалось непрерывное патрулирование ночных истребителей противника, в условиях сильной его противовоздушной обороны. Используя свой огромный боевой опыт, их экипаж сквозь огонь зенитной артиллерии, в лучах прожекторов, под носом у истребителей противника каждый раз пробивался к цели. Все 3 раза штурман-бомбардировщик Александров бомбардировал аэродром, произведя 4 прямых попадания по лётному полю и стоянкам самолетов.
Успешно выполнять боевые задания ему помогали не только знания и опыт, но и характер. В одной из характеристик отмечается: «на задание всегда вылетает с большой охотой и уверенностью в успехе. Самолет выводит на цель уверенно и точно». Немало боевой техники и живой силы противника уничтожил точными попаданиями штурман-бомбардировщик Александров.
Но война войной, а жизнь продолжается. Осенью 1944 года в жизни Анатолия Петровича произошло знаменательное событие – он женился на девушке, с которой дружил ещё в школе. Произошло это так:
В ноябре Анатолий был в отпуске в родном Тутаеве. Когда собирался обратно в часть, Екатерина Николаевна Муравьева, его будущая тёща, зная, что возвращаться он будет через Москву, попросила заехать к своей дочери Валентине, учившейся в столичном институте цветных металлов им. С.М. Кирова, и передать ей ведро квашеной капусты. Поручение Анатолий выполнил. Приехав в Москву, нашел Валю и капусту передал. Ночевать остался в общежитии у Вали. А наутро, 28 ноября, молодые люди отправились в ЗАГС и расписались. Сразу после ЗАГСА Валя пошла на лекции в институт, а Анатолий поехал на вокзал. Служить предстояло еще два года – до декабря 1946-го.
В личном деле Александрова сохранилось много служебных характеристик и аттестаций. И в каждой он характеризуется как энергичный, исполнительный, дисциплинированный, требовательный к себе, начитанный, морально устойчивый, политически грамотный, знающий свое дело боец. Культурный командир, правильно руководит летным составом звена, отлично владеет самолетовождением днем и ночью, а также в сложных метеоусловиях, отличается высокой эффективностью бомбового удара, непрерывно совершенствует боевую выучку, предан делу Ленина-Сталина и социалистической Родине, успешно выполняет боевые задания командования – это все о нем, штурмане Александрове.
Но вдруг, приблизительно с мая 1945 года, в служебных характеристиках Анатолия Петровича появляются негативные оценки. Сначала это сформулировано довольно мягко: проявляет ребячество, чем влияет на других товарищей. Характер вспыльчивый, со старшими командирами бывает не выдержан. В обращении с товарищами допускает иногда грубости. Но вывод пока такой: соответствует занимаемой должности, целесообразно оставить в рядах Красной Армии.
Дальше – больше, и вот уже штурмана звена Александрова характеризуют как морально неустойчивого, систематически занимающегося пьянками (да еще и с дебошем), недисциплинированного офицера, недостаточно политически развитого, не желающего работать над собой. Был случай, когда он ударил командира эскадрильи. Благодарности сменились дисциплинарными взысканиями. Что же случилось с некогда блестящим офицером? Почему он так изменился?
Возможная причина этой перемены раскрыта в одной из тех самых негативных характеристик, в ней есть такая фраза: «проявляет большое желание демобилизоваться из рядов Красной Армии». Анатолий Петрович всей душой стремился домой, к жене. Валентина Алексеевна Александрова после окончания Московского института цветных металлов им. С.М. Кирова 16 июля 1945 года получила диплом инженера-экономиста и 13 ноября приехала по распределению в город Волхов на Волховский алюминиевый завод, где трудилась начальником планового бюро электролизного цеха. Вероятно, именно ради того, чтобы воссоединиться с ней, и были затеяны Штурманом Александровым все хулиганские выходки. Желаемого Анатолий Петрович добился: как недисциплинированного и морально разложившегося, его рекомендовали из рядов Красной Армии демобилизовать. В декабре 1946 года старший лейтенант А.П. Александров был уволен в запас и приехал в Волхов, где работала его жена, Валентина Алексеевна Александрова. К тому времени была уже в положении. 21 февраля 1947г. у супругов родилась дочь Лариса.
Постепенно семья росла: 10 февраля 1949г. на свет появилась Нина, затем Людмила (16 августа 1952г.) и сын Евгений (22 мая 1955г.).
Анатолий Петрович трудился сначала монтажником, потом бригадиром монтажников в волховской конторе «Строймонтаж» (январь 1947 – ноябрь 1955). Был в его трудовой биографии и перерыв – с ноября 1955 года по ноябрь 1956- г он нянчил сынишку, которого не с кем было оставить. Это было их совместное с женой решение. Валентина Алексеевна не хотела потерять хорошую работу по специальности, ведь отпуск по уходу за ребенком в те времена давали всего на два месяца. Как только сын настолько подрос, что его можно было отдать его в ясли, Анатолий Петрович снова вышел на работу.
Год, с ноября 1956-го по декабрь 1957-го, он трудился заливщиком анодов на Волховском алюминиевом заводе, затем слесарем в строительно-монтажном управлении №1, слесарем в Стройтресте №34. С апреля по октябрь 1964г. – слесарем в Северо-западном монтажном управлении «Строймонтаж».
Осенью 1964-го Анатолий Петрович отправился в далекий город Ялуторовск Тюменской области, где с октября 1964-го по февраль 1965 был рабочим в СУ №22. Оттуда писал любимому сыну Жеке трогательные письма. В них он описывал старинный русский город, куда три царя ссылали «политических» заключенных. Рассказывал о своих злоключениях: потерял очки, обморозил палец во время работы. Извинялся, что запачкал конверт, пока выгружал уголь, обещал прислать рублик с аванса, интересовался успехами сына в фотоделе и передавал приветы девочкам. За всеми этими бытовыми мелочами сквозит такая тоска по дому и одиночество! «Заработки паршивые. Вот мужики и бегут. Ну а мне бежать некуда», – пишет он своему девятилетнему сыну.
К сожалению, Анатолий Петрович начал вести не очень правильный образ жизни, его частые выпивки стали причиной расставания супругов, несмотря на то, что он очень любил жену и детей. 21 июня 1965 г. было выдано официальное свидетельство о расторжении брака. Он очень переживал из-за того, что потерял семью, чувствовал надвигающуюся беду. В письме из Ялуторовска бывшей супруге от 11 января 1965 года он пишет: ««ящик», намеченный мной на 69 год, придвинулся вплотную. Обидно только быть совсем среди чужих».
Последнее место работы Анатолия Петровича – грузчик на Сясьском ЦБК, куда он устроился в феврале 1965-го. А в июне того же года он пропал. Тело Анатолия Петровича Александрова нашли только через год в районе деревни Славково. Причину смерти так и не установили. Было ему всего 45 лет. Сын его, Евгений Анатольевич Александров, собрал большой архив документов, относящихся к жизни отца: фотографии, письма, различные официальные бумаги, копию личного дела из военкомата. Не многие могут похвастаться таким семейным архивом, в котором, как в зеркале отразилась жизнь героя Великой Отечественной войны со всеми взлетами и падениями. Евгений Анатольевич признается, что очень рад тому, что в последнее время и дочь его заинтересовалась историей семьи, она продолжает собирать свидетельства о жизни своих предков.
P.S. Я благодарю Евгения Анатольевича Александрова за предоставленные материалы, за возможность прикоснуться к судьбе героя, подержать в руках уникальные вещи и документы и почувствовать живое дыхание истории.
Юлия Аитова