В клубе «Лира» библиотеки-филиала № 6 КИЦ им. А.С. Пушкина прошел вечер-размышление «Посмеемся вместе с Чеховым», посвященный 160-летию со дня рождения писателя. Книголюбы посвятили встречу раннему периоду его творчества.
Во вступительном слове ведущая вечера Сальникова Л.С. отметила, что происхождение, биография, историческая эпоха во многом предопределили особое место Чехова в русской литературе. В «семье» русских классиков он — одиночка. Его творчество определяет третий период русского реализма, существенно отличающийся от двух предшествующих.
Также члены клуба услышали рассказ о семье Антона Павловича, узнали, почему он писал: «В детстве у меня не было детства», почему он считал, что «талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери», как появилось прозвище Чехонте, которое позже стало его главным писательским псевдонимом.
После окончания гимназии А.П. Чехов выхлопотал стипендию от Таганрогской управы на продолжение высшего образования и уехал в Москву. Начался новый этап его жизни. Медицинский факультет Чехов выбрал по просьбе родителей. Профессия врача воспринималась как верный кусок хлеба, в будущем постоянная помощь семье. Учеба на этом факультете была одной из самых трудных. Лекции, практические занятия, необходимость зубрить огромный фактический материал обычно не оставляла студентам времени ни на что другое. Но начав занятия в сентябре, уже в марте Чехов публикует в журнале «Стрекоза» первые короткие рассказы: «Письмо к ученому соседу», «Что чаще всего встречается в повестях и романах и т.п.?» С этого времени начинается его регулярная литературная деятельность. Существует легенда, что писатель начал сочинять совершенно случайно, чтобы помочь бедствующим родителям. Он и сам часто пренебрежительно отзывался о своих ранних опытах. В это время Чехов сотрудничает в многочисленных юмористических журналах Москвы и Санкт-Петербурга, особенно активно – в издаваемых Н.А.Лейкиным в Петербурге «Осколках».
Поэтому первый период чеховского творчества называют осколочным периодом или периодом Антоши Чехонте (по главному чеховскому псевдониму этих лет, а всего их было более сорока). Результатом беспрерывного труда стали более 500 произведений разных жанров, написанных за семь лет – с 1880 по1887 год и опубликованных чаще всего под псевдонимами. Главный источник сюжетов для Чехова – быт, жизнь обыкновенных людей. 1887 год стал последним годом чеховского «многописания». Он постепенно оставляет работу в юмористической прессе, почти прекращает писать «мелочишки» и сценки.
На вечере члены клуба размышляли над тем, чем же современен Чехов сегодня. Он, быть может, одним из первых наших писателей понял, что деньги, чин, авторитет, власть – всего лишь внешние атрибуты порабощения, а подлинный же его инструмент – тончайший, всепроникающий и неотразимый страх (рассказ «Смерть чиновника»). Как же узнаваемы его «маленькие люди», получившие название «мелюзга», которые тоже рвутся к деньгам, чинам, сытой и праздной жизни – всеми силами, лишь бы отметили, лишь бы всплыть наверх хоть в скандальной хронике (рассказ «Радость»). А рассказ «Патриот своего Отечества» – просто зеркало поведения некоторых наших туристов за границей. Удивительно современно звучат и другие произведения Чехова, которые прозвучали на вечере в исполнении лировцев.
Н.П. Комиссарова декламировала рассказ «Месть женщины», а Е.А. Суетова — отрывок из одноактной пьесы «О вреде табака». Слушая их, книголюбы сошлись во мнении, что в этих произведениях можно узнать не только себя, но и реалии современной жизни.
Г.Г. Кузнецова прочла басню С.В. Михалкова «Две подруги» и провела параллель между творчеством Чехова и Михалкова. Даже в названиях басен есть что-то чеховское («Толстый и тонкий», «Бюрократ и смерть», «Хирургия и сатира»).
Итог нашего вечера-размышления: хотите понять российскую действительность — читайте Антона Павловича Чехова.
Людмила Сальникова