Наука и религия №11

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЬСКОМ НОМЕРЕ:

«НиР» и мир: 60 лет в духовном поиске
18 октября в Москве, в Белом зале Центрального дома журналиста, собралось более 50 гостей, среди которых не было ни одного случайного человека. Все они – постоянные авторы, давние друзья, преданные читатели журнала «Наука и Религия», пожелавшие лично поздравить любимое издание с 60-летием и высказать самые добрые пожелания небольшой команде энтузиастов, чьими руками журнал продолжает создаваться, несмотря на все трудности нашего времени. Вместе с главным редактором Сергеем Антоненко и председателем редакционного совета Ольгой Брушлинской собравшиеся вспоминали значимые вехи в истории журнала, оценивали его миссию сегодня и обсуждали планы на будущее.

Генеральная линия – просветительская! 
В трудовой книжке Инны Ивановны ЖЕРНЕВСКОЙ есть такая запись: «16 июня 1959 года. Зачислена на должность технического редактора журнала “Наука и религия” Всесоюзного Общества “Знание”». А днём позже она, недавняя выпускница факультета журналистики МГУ, переступила порог 14-го подъезда Политехнического музея на площади Дзержинского, на котором недавно появилась табличка, сообщавшая, что именно здесь находится редакция этого журнала. Здесь 60 лет назад рождался его первый номер, увидевший свет в сентябре 1959-го…

Гамбургский клуб: проект нового экологического мировоззрения для человечества

Трудно найти сегодня тему, которая столь же безусловно касалась бы каждого из живущих на Земле, как экология. Можно попытаться игнорировать проблемы политические или культурные, соблюдать «информационную диету» или даже вовсе закрыться от бурных информационных потоков (отключив Интернет, телевидение, радио…). Есть шанс свести к минимуму или даже к нулю собственную социальность – например, поселившись отшельником в сибирской тайге… Но даже на таёжной заимке вас настигнет экологический кризис! Он просочится в оконные щели запахом гари от приближающегося лесного пожара, разбудит гулом самолётов, разбрызгивающих какую-нибудь «спасительную» химию, обрушится с неба неожиданным для текущего времени года, противоречащим всем исконным приметам ливнем, градом, снегом… Аналитики называют это «эпохой экологической справедливости». Можно выразиться и поиному: настало такое время, когда мы все – заложники современной модели цивилизации

ГЕВОРКЯН Эдуард Ценность сверхценных идей
Трактат Вадима Ловчикова «Научный апокалипсис» (Москва, 2018), представленный некоторое время назад на страницах журнала, имеет интригующий – а точнее эпатирующий – подзаголовок «Теория всего». Действительно, даже беглый просмотр этого труда заставляет, как минимум, с уважением отнестись к масштабу попытки создать непротиворечивую научную картину мироздания. Именно Мироздания в целом, а не физического описания мира в частности. Собственно говоря, в этом заключаются сила и слабость подобных трактатов, вне зависимости от истинности или ложности их содержания.

Гердер против Аттали
Человечество, как это уже многократно бывало в истории цивилизации, стоит перед выбором. На наших глазах разворачивается борьба сценариев будущего, которые могут быть символически представлены двумя интеллектуальными фигурами. Кто победит в этом противостоянии во времени?

Тот, кто представлял населяющие Землю народы «мыслями Бога», видел в языках истоки изначального сознания и человеческой свободы, считал, что структура языка определяет структуру мышления, уникальность и самобытность каждого народа, а не отсталость или «несоответствие времени»? Выступал против попыток иерархизировать народы по расовому или эволюционному признаку?.. Это – один из ведущих деятелей позднего Просвещения, гуманист, теолог, историк, писатель Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803).

Или всё же победит в конечном итоге Жак Аттали? Наш современник, французский экономист и политик, автор книги «Линии горизонта», где утверждается будущее торжество на Земле «торговой цивилизации», в которой человек – всего лишь придаток к кредитно-регистрационной карточке, кочевник в глобальном разделении специальностей и профессий, забывший за ненадобностью язык отцов, существующий без семьи, без родины. В мире Аттали могущество денег станет единственно возможным порядком правления…

ТЕМИРОВА Айшат Язык «рыцарей гор»
Древняя легенда гласит: когда Бог раздавал людям языки, он доставал их из своего чудесного мешка. Но когда Он проходил Кавказ, мешок зацепился за острые вершины Кавказского хребта, порвался – и в прореху выпали все оставшиеся языки… Таково народное объяснение языкового богатства Кавказа. Как бы то ни было, по разным оценкам здесь можно услышать до 150 разных наречий. И один из самых древних языков – язык адыгов.

Ты манишь волшебной пестротой…
Журналист-путешественник Олег ДЗЮБА рассказывает о своём посещении Португалии – страны, сохранившей свою загадочную самобытность.

ИЛЮШИН Сергей «Преславнии сродницы наша»
Так обращается к угодникам Божиим тропарь Собору Тульских святых (празднование 22 сентября ст. ст./5 октября н. ст.). Тропарём именуется краткое молитвенное песнопение, которое призвано раскрыть смысл, сущность церковного праздника. Здесь глубинное значение события выражается через особую близость соотечественников-чудотворцев своим потомкам, их сроднённость с поколениями жителей Тульского края. Для православных верующих Тульщины многие святые из Собора – близкие, родные люди, помощники и заступники. Родовое, семейное начало просвещается христианским благовестием, генетическая память освящается памятью молитвенной. Тогда земное и небесное соединяются в радости: как сказано в тропаре, «земля наша радуется, и с нею Церковь Христова веселится»…

ЛЕСКОВА Наталия  Сказочная страна в центре Сибири
О посещении музея Александра Мелентьевича Волкова (1891–1977) в Томске На его чудесных, добрых сказках выросли несколько поколений детей. Писатель безмерно талантливый, но недооценённый…

ГУДИМОВА Светлана «Зеркало Просветлённого духа»
Так называется сочинение, целиком посвящённое теории актёрского мастерства и китайского сценического искусства куньцюй. Труд Хуан Фань-чо, написанный в конце XVIII века, подводит итог опыту, накопленному в течение многих столетий историей, теорией и театральной критикой. Многое в этом трактате может помочь в понимании китайской театральной культуры, неразрывно связанной с миропониманием жителей Поднебесной. Со страниц «Зеркала» мы начнём наше путешествие в удивительный, столь не похожий на европейский, сценический мир…

СИНИЦЫНА Ирина Логоритмика: здоровый малыш, гармония в семье
О комплексе логоритмических занятий для младенца – музыкально-ритмической системе общения и фитнес-упражнений

Что такое дхарма
Продолжение начатого в прошлом номере разговора о дхарме – одном из ключевых понятий в учении Сахаджа Йога. Напоминаем, что этот санскритский термин обозначает нравственные качества, без которых невозможно духовное восхождение, – добродетель, честность, справедливось, он обозначает критерии, запрещающие определённые действия, – то, что считается грехом. Речь пойдёт о двyх фyндaмeнтaльных гpexах, наносящих самый сильный удар по дхарме, – греxе пpoтив Oтцa и гpexе пpoтив Maтepи – и о тесно связанных с этой проблемой в нашей психической жизни вопросах семьи и супружества, взаимоотношений мужчины и женщины, дхармичного воспитания детей. Публикация подготовлена по книге Лотоса Харта (1979) «Пришествие», в которой автор делится богатейшим, уникальным опытом поиска Истины и путей духовного совершенствования, в чём ему помогало общение со Шри Матаджи Нирмалой Деви.

ВОЛКОВА Лилия Все живые существа – наши родственники
В последний воскресный день сентября в одном из залов выставочного центра «Амбер Плаза» на Новослободской происходило необычное событие: «День помощи животным с ламой Сопой Ринпоче», в ходе которого получили благословение как люди (около 600 человек), так и животные. Среди них – и мы с моей собакой!

ЖУКОВ Дмитрий «Я хочу лишь рассказать людям правду о них самих…»  
Об этом художнике из далёкого Таиланда российский зритель узнал впервые на выставке Visionary Art Trip, проходившей в марте этого года в Москве, куда Вирачан Усаханун (Veerachan Usahanun) лично привёз свои работы…

РЕЙБО Марианна «В мире есть только одна значительная вещь – любовь…»
«Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!» – такой эпитафией Виктор Гюго в 1876 году проводил свою самую яркую современницу из мира французской литературы, вошедшую в историю под мужским псевдонимом Жорж Санд. Её живая, страстная натура покоряла сердца прославленных людей эпохи, а выдающийся ум и неиссякаемый талант вызывали восхищение как в Европе, так и в России. «Жорж Санд – это, бесспорно, первая поэтическая слава современного мира» – писал Белинский в 1842 году, а Тургенев после смерти писательницы назвал её «одной из наших святых». Дружбой с ней гордились Бальзак, Флобер и Дюма-младший, её романами восхищались Достоевский, Некрасов, Герцен и Чернышевский. Значительно опережая своё время, Жорж Санд перевернула общественную мораль, заявив во всеуслышание о естественном праве женщины на равный и свободный союз со своим избранником.