Дорогие друзья, вчера стало известно, что лауреатами Нобелевской премии по литературе за 2018 и 2019 года стали полька Ольга Токарчук и австриец Петер Хандке соответственно. В этом году вручается сразу две награды в этой номинации, так как в 2018-м Нобелевская премия по литературе не присуждалась из-за скандала, разразившегося вокруг фотографа Жан-Клода Арно.
Мы хотим рассказать вам о лауреатах и об их книгах, которые вы можете найти в КИЦ им. А.С. Пушкина.
Итак, премию за 2018г. с формулировкой «за воображение повествователя, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни» получила Ольга Токарчук, польская писательница и поэтесса, одна из наиболее заметных фигур современной польской литературы. О. Токарчук родилась в 1962г. в семье выходцев с Украины. Закончила психологический факультет в Варшавском университете, затем работала психотерапевтом. Ныне живёт во Вроцлаве. Дебютировала сборником стихов. В 1993 году вышел её первый роман «Путь людей книги». Роман «Бегуны» принёс ей самую престижную в стране литературную премию «Нике» (2008). Токарчук является также мастером короткой прозы. Критики относят Ольгу Токарчук к представителям так называемой «молодой прозы 1990-х годов». Её произведения переведены на многие языки. В мае 2018 года Ольге Токарчук присуждена Международная Букеровская премия за роман «Бегуны». Токарчук стала первой польской писательницей, получившей престижную награду. По сценарию Токарчук известная польская режиссер Агнешка Холланд в 2017 году сняла фильм и телесериал Pokot («След зверя») о жизни в горной деревне на польско-чешской границе.
На взрослом абонементе КИЦ им. А.С. Пушкина вы можете найти первый роман О. Токарчук «Путь людей книги», вышедший в издательстве АСТ в 2002 году в серии «Мастера. Современная проза». Это весьма необычное произведение, и несмотря на это интересное и удивительное. Франция, XVII век. Странная компания — маркиз, куртизанка и немой мальчик — отправляется в долгий, нелегкий путь на поиски таинственной Книги Книг, Книги Еноха, в которой — Истина, Сила, Смысл и Совершенство. Каждый из них искал в этом странствии что-то свое, но все они называли себя Людьми Книги, и никто не знал, что ждет их в конце пути…
В читальном зале КИЦ представлены следующие произведения автора:
Токарчук Ольга Номера: рассказ//Иностранная литература.- 2000. — №8
В отеле «Кэпитал» останавливаются только богатые люди. Для них существуют швейцары в ливреях, длинноногие, во фраках официанты с испанским акцентом; к их услугам бесшумные, сплошь в зеркалах лифты, бронзовые дверные ручки, не имеющие права сохранять отпечатки пальцев, для чего каждую дважды в день надраивает маленькая югославка; выстланные коврами лестницы, которыми гости пользуются, если в лифте на них накатывает клаустрофобия; в их распоряжении большие диваны, тяжелые стеганые покрывала, завтрак в постель, кондиционеры, белоснежные полотенца, мыло, ароматные шампуни, дубовые сиденья на унитазах, свежие газеты; для них Господь сотворил Анджело по части Грязного Белья и Запату по части Специальных Заказов; для них снуют по коридорам горничные в бело-розовой униформе, и одна из этих горничных — я…
Токарчук О. Дом дневной, дом ночной: фрагменты книги//Иностранная литература – 2004 — №6
Между реальностью и ирреальностью… Между истиной и мифом… Новое слово в славянском «магическом реализме». Новая глава в развитии жанра «концептуального романа». Сказание о деревне, в которую с октября по март не проникает солнце. История о снах и яви, в которой одно непросто отличить от другого. История обычных людей, повседневно пребывающих на грани между «домом дневным» — и «домом ночным»…
Токарчук О. Последние истории: роман//Иностранная литература – 2006 — №8
Этот роман (2004г.) демонстрирует почерк не просто талантливой молодой писательницы, одной из главных надежд «молодой прозы 1990-х годов», но зрелого прозаика. Три женских мира, открывающиеся читателю в трех главах-повестях, объединены не столько родством героинь, сколько одной универсальной проблемой: переживанием смерти — далекой и близкой, чужой и собственной. Но это также книга о потребности в любви и свободе, о долге и чувстве вины, о чуждости близких людей и повседневном драматизме существования, о незаметной и неумолимой повторяемости моделей судьбы.
Токарчук О. Бегуны: фрагменты книги//Иностранная литература – 2010 — №6
Роман «Бегуны» получил две престижные литературные премии — «Нике» в 2008 году и Букер в 2018 году. Это своеобразная Библия путешественника, которая состоит из путевых заметок автора, а также выдуманных историй. Откуда мы родом? Откуда пришли сюда? Куда мы идем? Размышления о путешествиях переплетаются с загадочными историями, связанными между собой темами смерти, движения, продлевания жизни и тайны человеческого тела. Мы все путники в этом мире: кто-то странствует с целью, кто-то без. Кто-то движется сквозь время, кто-то сквозь пространство. Что значит — быть путником, путешественником, бегуном? Завораживающий и потрясающий воображение роман Ольги Токарчук — настоящий шедевр.
Нобелевскую премию по литературе за 2019 год «за влиятельную работу, в которой с лингвистической изобретательностью он исследовал периферию и специфику человеческого опыта » получил австрийский писатель и драматург Петер Хандке.
Петер Хандке родился в австрийской провинции Каринтия в Гриффене, 6 декабря 1942. С 1954 учился в католической школе для мальчиков, где публиковался в школьной газете. В 1961 поступил в Грацский университет, где изучал право. В Граце он стал участником литературной группы «Форум городского парка» и публиковался в журнале «Рукописи». С выходом в свет его первого романа в 1965 он оставил университет и стал профессиональным писателем. В 1966 был опубликован его первый роман «Шершни». За этим последовало множество других книг, из которых на русский язык были переведены «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым, «Короткое письмо к долгому прощанию», «Нет желаний — нет счастья».
Начиная с 1970-х, Хандке стал сотрудничать с режиссёром Вимом Вендерсом. Известность пришла к нему как к автору некоторых частей сценария, прежде всего, поэтических монологов, в фильме «Небо над Берлином», в частности, «Когда ребёнок был ребёнком» из этого фильма, который затем был положен на музыку Вана Моррисона, любимого музыканта Хандке. Кроме того, в результате этого сотрудничества Вендерсом были экранизированы романы «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1972) и «Ложное движение» (1975). Особое место в творчестве Хандке занимает повесть «Нет желаний — нет счастья» о самоубийстве его матери, которая ушла из жизни в возрасте 51 года. В ней через трагедию матери переданы не только нравы австрийской деревни, но и беды австрийской молодёжи военного поколения.
В читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина вы найдёте его эссе «Опыт познания природы jukebox», посвящённое музыкальным автоматам.
Музыкальные автоматы — целый пласт культуры ХХ века. Появившись в самом его начале в Америке, они пережили бурный расцвет в 30-е годы, распространившись повсеместно и олицетворяя собой “музыку для миллионов”. Вторая мировая война приостановила победное шествие музыкальных автоматов по миру, но с 50-х годов их популярность возобновилась, причем сам модельный ряд претерпел существенные изменения: вместо ограниченного числа “сорокапяток” сегодня в них можно заложить более двухсот песен на пластинках и компакт-дисках. Старые же модели стиля “ретро” стали предметом коллекционирования. Путешествуя по миру и разыскивая повсюду дорогие ему “неодушевленные предметы” его юности, Хандке создает в свойственной ему манере зарисовок мозаичные картины времени, места действия и характеры людей, поразительно откровенно раскрывает при этом собственную творческую лабораторию, историю возникновения замысла и планы его реализации. Это эссе было переведено во многих странах мира.
Приходите, берите, читайте! Будьте в курсе литературных событий!