Адепт красного

 20 сентября в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Адепты красного. Малявин & Архипов» – это сопоставление произведений русских художников Филиппа Малявина и Абрама Архипова, особенностей творчества каждого из них. Оба художника – яркие представители русского импрессионизма, центральной темой их произведений стал образ русской крестьянки, который в начале ХХ века ассоциировался с образом России.  Для посетителей представлено более 100 лучших работ из музейных и частных коллекций Москвы, Петербурга, Рязани. Выставка продлится по 16 февраля 2025 года.

28 ноября любители живописи познакомились с творчеством одного из героев выставки — Филиппа Малявина, арт-беседа о котором прошла в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина.

Филипп Андреевич Малявин родился 23 октября 1869 года в селе Казанка Безулуцкого уезда Самарской губернии, в бедной крестьянской семье. Тяжелый труд хлебопашца он узнал с юных лет, но так и не полюбил крестьянскую жизнь. Малявин помнил себя мальчиком четырех-пяти лет, рисующим углём из печки, обломком известки на стене, на доске, на полу. Став постарше, купил как-то Филипп у захожих коробейников бумагу и карандаши. Денег на это баловство, родители, конечно, не давали. Помогали знаменитые самарские ветры. Почва там степная, черноземная и оттого в жаркие дни лежит на улицах и на дорогах по щиколотку густая, мягкая пыль. Когда налетает ветер, то глаз уже ничего не видит в сплошных несущихся рыжих облаках. Но утихла буря, и улицы точно вылизанные. Тут мальчишки и выбегали разыскивать потерянные медные пятаки и копейки. И Малявин тратил найденные деньги на рисование.

Филиппу шёл семнадцатый год, когда в село Казанку случайно забрел афонский монах-живописец, отец Прокл. Он возвращался на святую гору из своих родных мест, где продавал образа афонской работы. Ему показали рисунки местного юного художника. Монах одобрил. Сказал: «Надо только пройти пареньку настоящую серьезную науку. Пустите его со мной на Афон. Там истинное благолепие церковной живописи». Отец Филиппа рассудил так: «Все равно из малого в хозяйстве никакого толка не будет: только звезды считает да марает бумагу. Так и быть, бери его с собою, отец Прокл. Может, что-нибудь и выйдет нужное из его блажки. Не бить же мне его». Отец Филиппа был хороший христианин и бесконечной доброты человек, не дрался, не бранился. Бывало, на работе скажет сыну с огорчением: «Не работник ты, а только помеха. Ушел бы лучше!..». «И я сейчас же все бросаю и иду, куда глаза глядят, рисовать, — вспоминал позже Малявин, — Чистейшего сердца был мой отец».

На Афоне заинтересовались мальчиком-художником, и поручили ему расписывать притвор в Соборе святого великомученика и целителя Пантелеймона. Малявин нес и нелегкий монастырский искус, со всем его обиходом и ритуалом.

Поездка на Афон стала судьбоносной для Малявина – там он случайно встретился с известным скульптором, академиком Императорской академии художеств Владимиром Беклемишевым, заехавшим на Святую гору во время своего европейского вояжа. Беклемишев был настолько впечатлен работами Филиппа, что всеми правдами и неправдами убедил монашескую братию дать иконописцу вольную, и привёз его из афонских недр в Петербург, в Академию художеств. Осенью 1892 года Филипп Малявин стал вольнослушателем Академии. Было ему тогда уже двадцать три года.

Малявин поразил своих сокурсников и педагогов не только монашеской внешностью и кротким нравом, но и невероятной способностью к обучению – программу первого класса «монашик» освоил за два месяца, за следующие два месяца окончил фигурный класс. И писал свои картины с невероятной стремительностью. Художник Игорь Грабарь вспоминал, как Малявин писал его портрет на одном из уроков в мастерской Репина: «Однажды он принес свой ящик с красками и, подойдя ко мне, просил попозировать ему для портрета. Я только что укрепил на мольберте подрамник с новым холстом, чтобы начать этюд натурщика. Малявин попросил у меня взаймы подрамник и в один сеанс нашвырял портрет, который произвел сенсацию в Академии. Портрет был закончен в один присест, и это так всех огорошило, что на следующий день сбежались все профессора смотреть его; пришел и Репин, долго восхищавшийся силой лепки и жизненностью портрета».

Филипп Андреевич начал получать заказы на портреты, зарабатывать приличные деньги. Однако художник нашёл  «свою тему» и постепенно удалился  от академических портретов к монументальным полотнам о крестьянской жизни. И его дипломная работа «Смех» стала настолько скандальной, что только благодаря хлопотам Репина автор скандального полотна сумел получить заветный диплом.

«С чем сравню я появление этой великолепной картины? Разве только — слабо говоря — с бомбой, разорвавшейся в центральном зале чинной Академии на Васильевском острове. По тогдашним временам это был скандал неслыханный и настолько длительный, что вспоминали его до конца 19 века. Стыдливые академики дали звание Малявину не за эту картину, а за портрет молодого князя Оболенского. Даже дерзновенный Дягилев, благоразумно оберегая свой щекотливый тыл, отказался взять «Смех» на передвижную выставку «Мира искусства» — вспоминал Александр Куприн.

Но посетители выставки были в восторге от произведения. Приходили и стояли перед картиной часами, очарованные и ядреным радостным бабьим смехом, и яркими, тоже смеющимися красками. А уходя, уносили на лицах малявинскую улыбку, а в сердцах — сделанную в один день славу.

Картина «Смех» была отправлена в составе экспонатов Русского отдела на Международную выставку в Париже в 1900 году.  В Париже Малявина ждал исключительный успех. Французские критики писали: «прекрасные портреты и блестящая картина «Смеющиеся бабы» произведут сенсацию», «живопись Малявина вдохновенная, сверкающая, трепетная, образ русской крестьянки полон естественности – это целая повесть жизни». Обозреватель Гинодо отметил, что «русское искусство может гордиться Малявиным, в картинах которого столько пламенного, неистового, богатого темперамента, удивительного обилия жизни, движения, силы колорита». Жюри выставки присудило Малявину золотую медаль, а картина «Смех» через год была куплена Венецианской Галереей современного искусства Ка-Пезаро.

Из Франции Малявин вернулся не только известным, но и хорошо обеспеченным художником – он получил солидную денежную премию за медаль. Изменилась и личная жизнь – Филипп Андреевич женился на вольнослушательнице Академии художеств, одесской мещанке Наталии Карловне Новак-Савич. Художник купил усадьбу под Рязанью. Он давно мечтал о каком-нибудь глухом местечке, где только трели соловьёв да стрекот сорок нарушали бы тишину. У Малявиных родились дочери Зоя и Галина. В усадьбе художник продолжал создавать портреты своих любимых крестьянских муз.
И буквально за несколько лет странный «монашик» сделался большой величиной в художественном мире с солидными гонорарами и состоятельной клиентурой.

В 1906 году художник представил на выставку «Мира искусств» полотно «Вихрь»— вдохновенный гимн красоте и силе характера русских крестьянок. Буйство красок завораживает зрителя и, словно водоворот, затягивает его в происходящее действо. На зеленом лугу, изображенном достаточно условно, пляшут пять женщин-крестьянок. Внезапно налетевший порыв ветра вздымает подолы сарафанов из цветастого ситца, надувает пузырями рукава рубашек, играет концами платков. Насыщенный колорит подчеркивает атмосферу деревенского праздника, сочные, пламенеющие, кричащие оттенки: алый, багряный, пунцовый.

Про малявинский «Вихрь» художественный критик Сергей Глаголь написал: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Картина «Вихрь» прямо на выставке была куплена Третьяковской галереей.

На очередной выставке в Москве Малявин продемонстрировал «Автопортрет с семьёй». Семейный портрет написан в стиле модерн.  Малявин создал картину огромных размеров, в которой использовал декоративную живопись, имитирующую драгоценную мозаику и переливающуюся парчу. Однако критики восприняли картину как творческое фиаско, и художник надолго прекратил выставлять свои новые работы. Только в 1916 году он показал свою картину «Баба» («Зеленая шаль») и несколько крестьянских портретов.

После революции 1917 года Малявин пытался работать в новых условиях, занимался культурно-просветительской деятельностью среди крестьян, открыл картинную галерею в Рязани, преподавал в художественных мастерских и даже провёл персональную выставку. Выставка прошла с большим успехом и художника пригласили в Москву, где Филипп Андреевич выполнил большое количество натурных зарисовок В.И. Ленина, написал несколько портретов революционных вождей.

Рязанское имение художника было национализировано ещё в 1918 году. Большую часть своих картин Малявин сумел переправить за границу ещё до конфискации. В 1922 году художник получил разрешение выехать вместе с семьёй во Францию для организации передвижных выставок своих картин.

      Семья обосновалась в Париже, где Малявин писал портреты по заказу. В 1924 году в парижской галерее Шарпантье состоялась вторая персональная выставка художника, приуроченная к его 55-летию. В конце 1920-х годов Малявины переселились в Ниццу. Филипп Андреевич много работал. Его персональные выставки прошли в Югославии, Чехословакии, Англии, Швеции, Дании. Последняя выставка состоялась в апреле 1939 года в Ницце.

В 1940 году Малявин оказался в оккупированном нацистами Брюсселе и был арестован, как шпион. Художника продержали некоторое время в гестапо, а потом отпустили. Семидесятилетний Филипп Андреевич с трудом добрался до Ниццы. Арест и долгая трудная зимняя дорога подорвали жизненные силы художника, и 23 декабря 1940 года Малявина не стало. Похоронили его на Русском кладбище Кокад в Ницце.


 «Филипп Малявин создал русскую деревню увлекательной и красочной. Он понимал крестьянство, его проницательность и терпение, его приземленность, его жажду земли. Он писал крестьянские танцы, вихревые яркие платья девушек, занимающие целый холст, как лепестки какого-то экзотического цветка, или юных крестьянок, застенчивых, неземных красавиц»,  — писал в своей книге воспоминаний князь Сергей Оболенский.

Сегодня художественное наследие Филиппа Малявина хранится в музеях России и мира, предоставляя возможность зрителям попасть под обаяние яркой, самобытной, темпераментной и пленительной живописи замечательного русского художника. «Малявинские» крестьянки до сих пор навевают нам мысли о радости жизни, безудержном веселье, широте русской души, об эмоциональном вихре красок и чувств.

Елена Павлютина