Жил-был художник…

24 октября любители живописи собрались в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина на арт-беседу «Жил-был художник…». Она была посвящена      Алексею Владимировичу Исупову — талантливому русскому художнику, автору пейзажей, портретов, натюрмортов, жанровых композиций, широко известному в России и за рубежом. С 20-х годов прошлого века он жил в  Италии, и  его полотна пользовались неизменным успехом у итальянцев всю его творческую жизнь.

Алексей Владимирович родился 10 марта 1889 года в Вятке в семье мастера по иконостасному делу, резчика по дереву и позолотчика. Работа отца, общение с иконописцами пробудили в будущем художнике интерес к творчеству. Под их руководством юноша обучался иконописи и живописи. Тяга к самостоятельному творчеству возникла у него под влиянием вятского пейзажиста Н.Н. Хохрякова. Самое активное участие в судьбе молодого человека принимал Аполлинарий Михайлович Васнецов, тоже уроженец Вятки. Он настоятельно рекомендовал талантливому юноше ехать в Москву обучаться живописи. Собрав деньги от продажи картин с выставок, которые проходили в Вятке, Алексей покинул родителей и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Молодому человеку из провинции было непросто разобраться во всех явлениях интенсивной культурной жизни Москвы. Он ходил в музеи, много читал и размышлял. Юношу восхищали картины Врубеля, Серова, Поленова, Коровина, Левитана. Исупов с энтузиазмом занимался и в портретно-жанровой мастерской Серова и Коровина, и в пейзажном классе А.М. Васнецова. Творческий темперамент помогал начинающему художнику осваивать разные грани художественного ремесла.

     В годы учебы Исупов представлял свои пейзажи на выставках Союза русских художников. Уже в ранних произведениях проявились его незаурядное живописное дарование, тонкое понимание естественной красоты природы. Коллекционеры, знатоки искусства раскупали картины малоизвестного молодого художника. «Дворик в провинции», «Монастырь», «Северный пейзаж» – произведения периода обучения в училище – привлекают тонкой тональной разработкой пейзажной среды, звучным колоритом, живописной целостностью.

После окончания училища в 1912 году Алексей Владимирович путешествовал по Уралу, написал множество прекрасных пейзажей. В 1915-м  художник был мобилизован в армию и направлен в Ташкент. Некоторые картины, написанные в Средней Азии, — своеобразный резонанс на события  Первой мировой войны, но военные темы не нашли отклика в творчестве Исупова. В этот период появились замечательные картины, в которых он рассказывал о светлом и гармоничном мире, царившем в его душе, о радости, рождаемой в нем поэтическим явлением мирной жизни. В конце 1917 года Исупова освободили от воинской службы по состоянию здоровья. Алексею Владимировичу удалось выехать в Москву, побывать на родине и создать ряд лирических пейзажей. Тогда же он начал осваивать жанры портрета и натюрморта. 

Весной 1918 года художник возвратился в Ташкент. Годы, проведенные в Туркестане, стали очень плодотворными. В картинах среднеазиатского периода проявилось его собственное понимание Востока. Изучая национальные типы, быт, одежду, утварь, художник расширил тематику своих работ: изображал шумные базары, чайханы, кузницы, сцены на улицах, архитектурные памятники.

    В октябре 1921 года Исуповы вернулись в Москву. На первых порах Алексея Владимировича угнетали неустроенность с жильем и материальные трудности. В этот сложный, напряженный период ему в прямом смысле слова приходилось бороться за существование. Подобно многим другим  художникам Исупов вынужден был выполнять ту работу, которую диктовала политика молодого советского государства. Он вступил в Ассоциацию художников революционной России, по заданиям которой писал портреты политических деятелей и картины на революционные темы; даже делал эскизы винных этикеток. И, конечно, рисовал то, что просила душа:  пейзажи, красочные натюрморты, сцены сельской жизни, деревенские виды, лошадей.

Работы было много, а вот со здоровьем у Исупова не ладилось.  Врачи настоятельно советовали художнику уехать в страну с мягким морским климатом в связи с изнурявшей его болезнью суставов – костным туберкулёзом, и в 1926 году Алексей Владимирович выехал на лечение в Италию. 

В Риме он снял мастерскую и сразу же приступил к работе. Дописывал то, что привез с собой, трудился над созданием новых произведений. Многочисленные путешествия по стране обогатили его новыми впечатлениями, открыли широкие возможности для изучения наследия великих мастеров в музеях Италии. Творчество художника в итальянский период многогранно. Он обращался к различным жанрам, но популярность приобрел как портретист.

Своеобразную оценку первых портретов, написанных художником в Италии («Женщина из Сканно», «Итальянки с детьми»,  «Дама с бокалом»), дал искусствовед Микеле Бианкале, отмечавший, что, «изображая итальянских женщин в черных костюмах, Исупов придавал им русскую чувствительность, лишая их специфических особенностей местного характера, что придавало образу особую экспрессивную выразительность».

Уже в 1926 году Исупов устроил первый показ своих произведений. Его выставки прошли в Риме и Милане. Картины Исупова начали приобретать музеи, о нем писали газеты, художника называли «настоящим откровением», «прекрасным рисовальщиком и волнующим живописцем», «беззаботным маэстро». Итальянский художник Антонио Манчини, посетив выставку Исупова, отмечал, что «творчество Алессио Исупова – это искусство живописца, который знает всю радость и мощь цвета». По словам Манчини, критика обращала внимание на искренность и выразительность картин Исупова, их особый колорит, а публика находила в них «истину и поэзию».  

Исупов не стремился вызвать у зрителя ассоциации с известными полотнами выдающихся итальянских художников. В его картины, кажется, шагнула обыденная жизнь, вошла реальность без каких-либо прикрас. Поэзией эту жизнь наполнила волшебная кисть художника. Источником вдохновения для него была русская природа. Он выплескивал на холст образы, хранившиеся в его душе, работая порой до исступления. Внимание публики, критики и коллег-художников к творчеству Исупова завоёвывалось не только талантом, но и огромным трудом художника.

Он писал о себе: «Работаю как вол. И сейчас такой большой интерес к живописи, что я поглощён всецело в свою палитру. Здоровье моих рук шесть-семь месяцев было неважно. Теперь лучше. Всё это благодаря постоянному тёплому климату». Именно климат «держал» Исупова в Италии, продлевая его жизнь, хотя художника постоянно тянуло  на родину. Прожив долгие годы на чужбине, он не был эмигрантом, более того, считал себя исключительно советским гражданином. «Мы с женой собственно к эмиграции и не принадлежим, – писал Алексей Владимирович, – паспорта у нас советские и граждане мы советские. В Италию загнала меня не гражданская война, а болезнь».

    На протяжении всех лет, проведенных за границей, Алексея Владимировича не покидала мечта вернуться в Россию, он тяжело переживал разлуку с родиной.

Самое трудное время Исупову пришлось вынести в  жестокие  годы Второй мировой войны. Художник не мог оставаться в стороне от борьбы с установленным в Италии фашистским режимом и активно помогал делу итальянского Сопротивления. Во время войны и в последующие годы он продолжал заниматься творчеством, но уже в начале 1950-х почти ничего не писал: одолевала болезнь, осложнявшаяся частыми приступами депрессии. Тамара Николаевна, жена Исупова, вспоминала, что он надолго закрывался в мастерской, перестал ходить даже на открытия своих выставок. Алексей Владимирович уже не верил в возвращение домой, в Россию – это тяготило его больше всего. Художник умер в Риме 17 июля 1957 года.

    В 1966 году в Москву вернулась Тамара Николаевна Исупова. Выполняя завещание мужа, она привезла его наследие в Россию. Около 300 живописных и графических произведений было передано в Вятку — в художественный музей, одним из основателей которого и первым дарителем своих произведений являлся Алексей Владимирович, а также в Третьяковскую галерею.

При жизни Исупов никогда не терял своей популярности. Критики отмечали «широкий размах кисти, тонкий анализ деталей, стремление к правде», но особенно его произведения любили за «нежные краски». Что бы ни создавал художник, во всем в полную силу раскрывался его талант, мощно выразившийся в гармоничной, чистой палитре картин. Весь творческий путь мастера отражает верность традициям русской школы, его искусство продолжает и сегодня волновать своей искренностью и эмоциональной правдивостью, позволяя оценить художника как яркое явление в контексте русского и мирового искусства.

Творческий путь Алексея Исупова пришёлся на первую половину XX века — самый драматичный период отечественной истории, когда Россию сотрясали революции, войны, репрессии; а у Исупова была ещё и болезнь, разлучившая его с родиной. Тем не менее, несмотря на препятствия, он работал и всегда оставался, подобно своему учителю, русским художником.

Елена Павлютина