Краеведческое открытие

Друзья, на днях мы совершили небольшое краеведческое открытие. Оказывается, замечательный детский поэт Александр Шибаев родился в нашем городе!

Александр Александрович Шибаев родился 1 октября 1923 года в Волхове. В 1941 году окончил школу в Ленинграде, а в 1942 году – 3-е Ленинградское артиллерийское училище. После окончания училища Александр ушёл на фронт. Воевал на Юго-Западном, Центральном и Западном фронтах (январь 1942 — ноябрь 1943). Был тяжело ранен, после ранения командовал отд. сопровождения грузов (1944–46). Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями.
Долгое время боролся с тяжелыми болезнями и… сочинял веселые стихи.

Шибаев не вошел в первый ряд послевоенной детской поэзии не потому, что был недостаточно талантлив, Человек скромный, домашний, не публичный, он и не претендовал на роль литературной звезды, не стремился быть на виду, просто хорошо делал любимое дело.

Первое стихотворение — « Про хвастуна » — Александр опубликовал в газете «Ленинские искры» (1957. № 59). Затем были и публикации в периодике, в различных коллективных сборниках и хрестоматиях. В 1959г. вышел его первый сборник «Подружки».

Александр Шибаев работал в жанре игровой поэзии, сочинял веселые обучающие стихи, загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания.

Известный писатель Вольт Суслов так писал о его творчестве: «Читаю я его стихи о нашем родном языке, о буквах, словах, грамматике — и вижу не только поэта, следопыта вижу. Вокруг него огромный лес! Знакомый — и всё-таки неизведанный. Не деревья — тысячи слов теснятся вокруг поэта, а он к каждому из них свою тропинку ищет. В жизни это, наверное, выглядит так: дома на столе поэта громоздятся словари, справочники — десятки тысяч слов, а он каждое слово и так прочитает, и этак, по буковкам разберёт, снова сложит… И непременно отыщет в нём что-то необычное!

Что тут скрывать: русский язык — сложный. В школах некоторые ребята с трудом одолевают его. Кажется им: падежи да склонения — дело скучное… Но — не торопитесь! Прочитайте-ка стихи о нашем родном языке А. А. Шибаева. Сколько в них интересного! Неожиданных открытий! Запоминающихся встреч! Читаешь — и самому в разведку хочется. В тот самый лес, где шумят вершинами слова-деревья. Свою тропинку найти, тоже открыть что-нибудь! Очень любит свой родной язык поэт А. А. Шибаев. И очень хочет, чтобы все-все ребята его полюбили. Потому-то и старается писать о нём как можно интереснее».

В жанре игровой поэзии, где изобрести что-то новое может лишь человек с действительно недюжинным талантом. Тем более в такой поэзии, которая «играет» с родным языком. Шибаев не скрывает, что богатство русского языка освоить трудно, все равно, что клад найти. Его поэзия — редкостный вид творчества, когда абсолютно несерьезное, «юморное», дает серьезный, жизненно важный результат: ребенок начитает понимать красоту родного языка, любить его и беречь. Стихи, скороговорки, путаницы и перевертыши, придуманные Шибаевым, выполняют свою функцию — учат понимать и любить родной язык.

Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда наша поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского и семейного быта, Шибаев обратился к основам культуры — к языку как таковому, его законам, его богатству. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашёл точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство речи, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевёртыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания — Шибаев пошёл в этой игре дальше многих: возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка:

— Читаешь?..
— Читаю. Не шибко пока…
— А ну-ка, прочти это слово
— Сейчас прочитаю. ТЫ-Ё-ЛЫ-КЫ-А.
— И что получилось?
— КОРОВА!

Или вот, например, кому в детстве не приходилось, быстро повторяя какое-либо особое слово, «вылущивать» из его звуков другое, схожее с ним по звучанию? Шибаев доводит эту игру до поэтического совершенства, подталкивая читателя на поиск таких «двойных» слов, раскрывая их внутренние связи:
— Зверёк, зверёк, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
— Бегу в камыш-камыш-камыш,
Я — мышка-мышка-мышка.
Или:
Говорит Ивану Ганка:
— Глянь-ка: банка-банка-банка!
— Где кабан-кабан-кабан?
— Удивляется Иван.

Полтора десятка тоненьких книжек для детей, вышедших при его жизни; итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и уже появившаяся посмертно ещё одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, — вот, собственно, и всё его литературное наследие.

«Было в его характере что-то от русского мастерового старой закваски, — вспоминал писатель Александр Крестинский, — недаром он так любил всякую столярную и слесарную работу. Он разрабатывал свою поэтическую делянку не спеша, и когда тоненькие его книжечки, любовно и талантливо оформленные Вадимом Гусевым, вдруг буквально «взялись за руки» и составили весёлый и умный хоровод под одной обложкой — вот тогда-то все увидели и осознали, какой труд стоит за этим изданием и какое мастерство наработал автор за протекшие годы…»

Александр Александрович Шибаев умер 28 июля 1979 года.

Соч.: Подружки. Л., 1959; Буква заблудилась. Л., 1965; Озорные буквы. Л., 1966; Коньки-скакунки: Шуточные стихи. М., 1966; Про хвастуна. М., 1967; Что за шутки? Л.. 1968; Точка, точка, запятая…: Веселые стихи о грамматике. Л., 1970 (1976); Много с буквами хлопот / Рис. В. Гусева. Л.: Детская лит-ра, 1971; Вездеход / Рис. М. Беломлинский. Л.: Детская лит-ра, 1973; Лучше дела не найти! Л., 1974; Стихи играют в прятки. Л., 1975; Кто кусается? / Рис. В. Быковского. М.: Сов. Россия, 1975; Взялись за руки друзья. Л., 1977; Кот и дом. М., 1978; Тот, который… Кто самый смелый: Сказки. Л., 1978; Язык родной, дружи со мной: Стихи. Л., 1981; Взялись за руки друзья: Стихи / Предисл. В. Суслова ; рис. В. Гусева. Л.: Детская лит-ра, 1982; Лучше дела не найти / Рис. В. Гусева. Л.: Детская лит-ра, 1983; Вот они какие: Стихи / Рис. В. Гусева. Л.: Детская лит-ра, 1984; Хочу в школу/ Худож. Н. Кузнецова. М.: РИО «Самовар», 2003; Буква заблудилась / Худ. В. И. Гусев. СПб.: Лицей, 2003; Сказку вспомнить нужно // Детское чтение для сердца и разума. 2006. № 10; Два хвостика // Чиж и ёж: лит. ж-л для детей. 2008. № 35–36; Язык родной, дружи со мной / Худ. В. Гусев. СПб.: Детгиз-Лицей, 2008.

Кто играет?
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),

И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),

И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).

А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?

Буква заблудилась
Hеизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.

Hо едва туда вошла
Буква-озорница —
Очень странные дела
Hачали твориться…

Сели в лоЖку и — айда! —
По реке туда-сюда!
Жучка буДку не доела:
Hеохота. Hадоело.

Тает снег. Течет ручей.
Hа ветвях полно Врачей.
Hа виду у детворы
КрыСу красят маляры.

Мама с Бочками пошла
По дороге вдоль села.
Врач напомнил дяде Мите:
«Hе забудьте об одном:

Обязательно примите
Десять Цапель перед сном».
Старый дедушка Пахом
Hа коЗе скакал верхом.

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»

Про волшебные слова
Есть волшебные слова:
Скажешь слово – слышишь два.
— У меня, — промолвил дед, —
Ни забот, ни горя нет.
Захочу – отдохну,
Есть моложе руки:
Чуть КИВНУ-КИВНУ-КИВНУ –
Мчатся ВНУКИ-ВНУКИ!
— Зверек, зверек, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
— Бегу в КАМЫШ-КАМЫШ-КАМЫШ
Я – МЫШКА-МЫШКА-МЫШКА.
В поле – ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ:
В поле СЕВ-СЕВ-СЕВ.
В лесу мы спали как-то раз,
А ночь была темна,
И волк завыл,
И НАС-НАС-НАС
Лишил он СНА-СНА-СНА…
Отец работать научил
Смышлёного Данилку.
Отец КУПИЛ-КУПИЛ-КУПИЛ
Данилке ПИЛКУ-ПИЛКУ.
Говорит Ивану Ганка:
— Глянь-ка: БАНКА-БАНКА-БАНКА!
— Где КАБАН-КАБАН-КАБАН? –
Удивляется Иван.
— Сколько в доме
РИТ-РИТ-РИТ?
— ТРИ-ТРИ-ТРИ.
— Я несу
СУП-СУП-СУП…
— А кому?
—ПСУ-ПСУ-ПСУ…
— Что молчишь?
— Когда я ем,
Я, как рыба, НЕМ-НЕМ-НЕМ,
И позвольте МНЕ-МНЕ-МНЕ
Пообедать в тишине!