Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П. Батурину.
Имя Виктора Павловича Батурина сейчас мало кому известно, а ведь в своё время его картины экспонировались по всей России, на всемирных выставках в Европе. Его произведения покупали известные коллекционеры: Третьяков, Щукин, Морозов, Гиршман… Прекрасные пейзажи художника украшали коллекцию дома Романовых. Перед Батуриным открывались самые радужные перспективы, но реальность первых десятилетий после революции обесценила заслуги художника.
Родился Виктор Павлович 1 октября 1863 года в селе Становое Тульской губернии. Отец художника — Батурин Павел Петрович, из небогатой дворянской семьи. Мать – Анна Никифоровна Никишина, бывшая крепостная. Виктор учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в городе Орёл. Там и проявились его интерес к рисованию и несомненный талант, которые заметили его учителя. Они посоветовали мальчику поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. И осенью 1882 года по конкурсному экзамену Виктор с первой попытки был принят в Московскую школу живописи. Жить и учиться в Москве, получая от родителей 10 рублей в месяц, было очень трудно. В свободное от учёбы время Виктор занимался копированием картин в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Ему начали заказывать копии с картин, появился первый заработок. Наконец-то он начал сам зарабатывать деньги и перестал быть зависимым от чрезвычайно бедно живших родителей — кроме Виктора в семье Батуриных подрастали ещё шесть сыновей и пять дочерей.
Окончив школу живописи, заработав приличные деньги, Виктор Батурин вернулся в родное село, построил мастерскую, в которой и были написаны его самые известные произведения. В этот период художник много путешествовал, ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, в Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию… По приглашению Григория Мясоедова Виктор работал у него на даче в Павленках, под Полтавой. Много писал с натуры.
Постепенно к нему приходила известность. Москва все больше узнавала художника Виктора Батурина, работ с выставок ему никогда не приходилось брать обратно, все картины с удовольствием принимались организаторами выставок и хорошо продавались. Материальное положение художника существенно улучшилось. Большие суммы денег он отправлял родителям, благодаря чему все его братья и сестры получили образование.
В 1902 году Батурин женился на Валентине Петровне Трындиной. У них родился сын Кирилл. Брак этот оказался неудачным, и спустя 8 лет Батурин развёлся. Сын остался с Виктором Павловичем.
Виктор Павлович дружил с Ильей Львовичем Толстым. Вместе с сыном Кириллом часто гостил в Мансурово — имении Ильи Львовича в Калужской губернии. Был знаком и с семьей Льва Николаевича Толстого, часто навещал его в Ясной Поляне, писал этюды, и многие из этих этюдов позже были подарены им в Московский музей Льва Николаевича Толстого, в музей-усадьбу «Ясная Поляна».
С началом Первой мировой войны Виктор Павлович попросился на работу в Красный Крест, потом получил назначение ехать в Симбирск в распоряжение уполномоченного по заготовке продовольствия для армии. После Симбирска работал в Самарской, Оренбургской и Уфимской губерниях. В 1915 году в Уфе он встретился с вдовою Ириной Андреевной, у которой был сын Афанасий, одних лет с Кириллом. В том же году Виктор Павлович и Ирина Андреевна поженились. В 1919 году Колчак мобилизовал Кирилла и Афанасия в военную школу, и больше сведений о них родители не имели.
В мае 1919 года Батурин был переведен в станицу Песчанскую Павлодарского уезда Семипалатинской губернии, где он заведовал скотным двором. В декабре 1919 года в Павлодар вошла Красная Армия. Спустя год Батурин был назначен заведующим мясным складом в Павлодаре. В то время в Павлодаре никто не знал, что Виктор Павлович художник. Когда об этом узнал Председатель Павлодарского Исполкома, он сразу дал ему работу по специальности — назначил преподавать черчение и рисование в школе II ступени и в Школе Водного Транспорта.
Наконец-то Виктор Павлович вернулся к любимому делу. Кроме занятий в классе, он возил своих учеников на Алтай писать с натуры. Сам делал зарисовки, написал несколько картин и через Илью Львовича Толстого, жившего уже в Америке, отправил их ему на продажу. Это дало дополнительные средства на жизнь.
Батурин-пейзажист в павлодарский период написал множество работ. По свидетельству людей, близко знавших его, произведения писались и дарились бескорыстно, во многих семьях хранились по две-три работы. В основном это были весенние и осенние пейзажи, пойменные луга, река Иртыш, написанные маслом и акварелью.
В 1932 году Батурин переехал в Куйбышев, где жила сестра его жены. Многочисленные жизненные переживания, большая физическая нагрузка подорвали здоровье Виктора Павловича, у него случился инсульт, отказала левая рука. Поправив здоровье, художник снова взялся за кисть, снова стал писать прекрасные пейзажи. В Куйбышеве прошла его последняя персональная выставка, все картины были куплены местным художественным музеем.
14 октября 1938 года в возрасте 75 лет Виктор Павлович Батурин скончался.
В наши дни работы Виктора Батурина украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Иркутского областного художественного музея, Самарского областного художественного музея, музея Льва Николаевича Толстого в Москве, севастопольского художественного музея им. Крошицкого, национального художественного музея в Варшаве и многочисленные частные собрания.
Елена Павлютина