Арт-беседа, посвящённая жизни и творчеству русского художника-пейзажиста Михаила Константиновича Клодта, прошла в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина.
Племянник известного скульптора П.К. Клодта, двоюродный брат художника М.П. Клодта, барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург был отправлен отцом, генерал-майором артиллерии, на обучение в Горный кадетский корпус. Но Михаилу учёба не нравилась, он прогуливал занятия. Радость приносили только уроки рисования, общение с учителем, который раскрыл в юноше талант художника. И в 18 лет Михаил поступил в Петербургскую Академию художеств, где с удовольствием изучал пейзажную живопись. Обучение Михаил закончил с большой золотой медалью, а экзаменационной работой юного художника стала картина «Вид в имении Загезаль близ Риги». На ней изображён скотный двор с пасущимися коровами и девочкой-пастушкой у реки Гауя в окрестностях имения Загезаль Лифляндской губернии Российской империи (в настоящее время – территория Латвии). Долгое время эта картина считалась работой неизвестного немецкого художника и носила простое название «Пейзаж». Только в 1996 году сотрудники Томского областного художественного музея смогли правильно идентифицировать её.
После окончания академии Михаил Клодт получил право на поездку за государственный счёт в Европу сроком на три года для совершенствования художественного мастерства. Художник отправился в Швейцарию и поселился в гостинице на берегу Женевского озера. Но живописная швейцарская природа не вдохновила Клодта, и он решил ехать в Париж, мировую столицу искусств. Посетил Бретань, Нормандию… Но и здесь Клодт не нашёл удовлетворения – французская архитектура и живопись не произвели на него впечатления, живописные школы Франции и Швейцарии показались ему «неопрятными, неоконченными и недостойными подражания», чужая природа не вдохновляла…
Михаил Константинович обратился в Академию художеств с письмом-прошением: «Прошу вернуться в Россию и продолжить исполнение видов с натуры по России». Получив разрешение, Клодт написал без радости и вдохновения несколько пейзажей исключительно для отчёта перед Академией: «Баржи на берегу во время отлива. Бретань», «Вид в Нормандии», «Долина реки Аа в Лифляндии». Никогда больше Михаил Клодт не обращался в своём творчестве к заграничной тематике. Путешествуя по родной стране, Михаил Клодт нашёл и свою заветную тему, и свою долгожданную музу в лице России. Начиная с 1863 года, все полотна художника были посвящены изображению русского пейзажа: «Вид в Орловской губернии», «Русская деревня», «Дубовая роща», «Аллея в берёзовой роще», «На пашне», «На пашне в Малороссии», «Возвращение стада», «Волга под Симбирском», «Вид в Киеве из сада Г. Муравьёва»… О произведениях Михаила Константиновича известный художественный критик Владимир Стасов писал: «Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато, сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины!».
Елена Павлютина