28 октября КИЦ им. А.С. Пушкина вновь принимал гостей из поселка Приладожский. Народный театр «Ширма» привез в Волхов спектакль «Наш Островский. Сцены из пьес». Режиссер и постановщик спектакля, заслуженный работник культуры Мария Борисовна Михеева, в приветственном слове отметила, что эта постановка – подарок режиссера и актеров для всех постоянных зрителей, а почитателей творчества «Ширмы» в Волхове немало. Начиная с 2016 года, в стенах КИЦ «Ширма» показала пять спектаклей, и все они прошли с большим успехом.
Для новой постановки пьесы Александра Николаевича Островского выбраны неслучайно. В апреле 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения драматурга, чьи произведения считаются классикой театрального жанра. В них сохранен подлинный русский язык – чистый, живой, с неповторимым юмором.
Волховчане, пришедшие на спектакль, наслаждались прекрасными текстами Островского, искрометной игрой актеров. Особая атмосфера вовлеченности зрителя создавалась благодаря камерности спектакля. Сценическое пространство от зрительских мест – рукой подать, видна каждая эмоция, малейшее движение лица и тела, поэтому соврать тут невозможно, публика сразу почувствует фальшь и отвернется, не поверит. Актеры «Ширмы» с честью выдержали этот экзамен, Зал ловил каждое слово, чутко реагировал на каждую реплику, смеялся, грустил и размышлял вместе с героями Островского.
Зрителей буквально с первой фразы захватил страстный монолог механика-самоучки Кулигина из пьесы «Гроза» в исполнении Петра Башмакова.
Пьеса «Поздняя любовь» – одно из самых трогательных, сокровенных сочинений Александра Николаевича Островского. Отрывок из нее сыграли Татьяна и Алексей Енины и Александр Никулин. Алексей и Александр сыграли отлично, но все внимание было приковано к Татьяне Ениной. Ей безусловно удалась роль «немолодой девушки» Людмилы Маргаритовой, тактичной, тихой натуры, в которой чувствовались и страстность, и высокая, чистая любовь, и самопожертвование, и драматическое напряжение. Сцену из пьесы «Красавец мужчина» представили Татьяна Шестернина, Татьяна Енина, Петр Башмаков. Аполлон Окоемов (Петр Башмаков), обворовавший за шесть лет брака свою собственную жену и понявший, что жить больше не на что, решает развестись с ней и охмурить миллионершу Оболдуеву. Купчиха-невеста Оболдуева Татьяны Шестерниной проста, прямолинейна, цинична, но в то же время очень обаятельна и колоритна.
Красавец-мужчина Окоемов в трактовке Петра Башмакова самодоволен и в то же время смешон. Блистательный дуэт получился у Александра Никулина и Алексея Енина. В их исполнении герои пьесы «Лес» провинциальные актеры Счастливцев и Несчастливцев вели крайне актуальный диалог о гибели сценического искусства. Высокий статный Несчастливцев (Алексей Енин) из разряда абсолютно правильных людей. Он стойко переносит все испытания, посылаемые жизнью, живет высокими идеалами и верен им и на сцене, и в жизни. Счастье для него – служить сцене, служить людям. Маленький, щуплый Счастливцев — эдакий хитрец, проныра, мелкий мошенник. Но, несмотря на все его отрицательные качества, Александру Никулину удалось сделать свой персонаж невероятно обаятельным. Абсолютно разные и внешне, и внутренне герои, но все-таки единые в своем мироощущении.
Пожалуй, самые бурные аплодисменты сорвали Наталья Микулинас, Алевтина Пономарева, Александр Никулин в отрывке из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты». Наталья Микулинас великолепно сыграла роскошную Клеопатру Львовну Мамаеву, не очень молодую, но очень страстную натуру, влюбленную в молодого человека по фамилии Глумов. Она желает быть его «начальницей» во всех делах, не хочет ощущать старости, а потому играет в молоденькую девушку, жаждущую огненной и умопомрачительной страсти. Клеопатра Львовна, беседует с матерью Глумова, восхищаясь Егором Дмитричем, его молодостью, красотой, и обещает пристроить молодого человека в теплое местечко.
Покорила зрителей Алевтина Пономарева в трагикомичной роли маменьки Глумова Глафиры Климовны. Она была очень естественна и органична. Ее Глафира Климовна глуповата, но хитра и изворотлива, готова на все ради благополучия сына. Она сообщает госпоже Мамаевой якобы по секрету, что сын страстно в нее влюблен. Клеопатра Львовна несказанно рада, что еще способна «внушить молодому человеку истинную страсть».
Пьесы Островского и спустя почти 200 лет звучат современно. Такими их делают зоркость наблюдений автора, меткость речений, злободневность тем. Сегодня так же остро стоит тема чести и человеческого достоинства, статуса и материального достатка, любви и выгоды, подлости и истинного благородства.
Спектакль закончился, волховчане наградили актеров и режиссера бурными аплодисментами и криками «Браво». Вот уже и традиционная совместная фотография на память сделана, а расходиться никто не спешил. Зрители выражали свое восхищение, делились впечатлениями, спрашивали о планах на будущее. Мария Борисовна Михеева в свою очередь поблагодарила всех за теплый прием. «Такой публики, как в Волхове, живой и благодарной, нет больше нигде», – сказала она и открыла секрет – следующим спектаклем, возможно, будет постановка по произведениям Надежды Тэффи. Ждем с нетерпением и говорим: «Браво, «Ширма»! До новых встреч!»
Юлия Аитова