Творчеству Марка Шагала была посвящена очередная арт-беседа, которая прошла в читальном зале КИЦ им. Пушкина. Художнику была дарована судьбой долгая творческая жизнь, он пережил всех своих современников – пионеров отечественного авангарда. По цельности творчества Шагала сравнивали с крупнейшими французскими художниками – Матиссом, Пикассо, Леже. Как и они, он был реформатором в искусстве, много сделавшим для совершенствования художественного мастерства. Взор Шагала всегда был обращён к России. Именно в России – в Витебске, в Петербурге, в Москве, художник начал формироваться таким, каким его впоследствии узнал и полюбил весь мир.
Марк Шагал родился в Российской империи, в Витебске, а более 60-ти лет прожил во Франции. Отправляясь в 1922 году в эмиграцию, Шагал написал: «Ни царской, ни советской России я не нужен. Меня не понимают, я здесь чужой. Зато Рембрандт уж точно меня любит. И, может быть, вслед за Европой меня полюбит моя Россия». Предвидение художника полностью оправдалось, хотя дожидаться признания на родине ему пришлось полвека. В 1973 году Марк Шагал приезжал в Москву, чтобы открыть свою персональную выставку в Третьяковке. Правда, организаторы сомневались, как люди воспримут его картины, поймут ли, разделят ли его радость и печаль. Он ведь не прост для восприятия и ни на кого не похож. «Не называйте меня причудливым. Напротив, я – реалист и люблю землю. Моя родина всегда в моих картинах». Живопись Шагала, которую он подарил миру, светоносная, мягкая, утончённая и внутренне свободная.
Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, вибрации и горение света и цвета, контуры, прорисованные тонкой линией — вся эта «химия» шагаловской живописи призвана передавать невыразимые в словах оттенки чувств и интимные движения человеческой души. Именно в соединении искусства и духовного «я» художника и заключается, пожалуй, главная магия творчества мастера.
Елена Павлютина