«В небе Гвардейский Волховский»

Сегодня, 12 ноября 2024 года, в офисе первичной ячейки Волхов-2 Волховской районной организации ВОИ на улице Новгородская дом № 6, в рамках «Дня досуга» прошел час памяти «В небе Гвардейский Волховский». Дата и тема мероприятия была выбрана не случайно. В 2024 году мы встретили 80-ю годовщину со дня окончания Ленинградской битвы (10.07.1941 – 09.08.1944), а 22 ноября исполнится 82 года со дня преобразования 154-го истребительного авиаполка в 29-й гвардейский истребительный авиаполк.

В этот день Мария Сергеевна Плотникова, библиотекарь-каталогизатор КИЦ имени Пушкина, познакомила своих слушателей с небольшой книжной выставкой, посвященной летчикам, которые воевали в небе над Волховом. На месте бывшего аэродрома в Плеханово им сооружен памятник в виде взлетающего самолета.

Участники мероприятия узнали об истории 29-го гвардейского истребительного авиационного полка. 4 мая 1943 года ему было присвоено почётное наименование «Волховский». Этот замечательный полк был создан в июле 1940 года в городе Пушкин. Его летчики участвовали в обороне Ленинграда (в их задачи входила защита Волховской ГЭС, Дороги Жизни, и многое другое), в составе Карельского фронта они очищали от захватчиков Советское Заполярье, и встретили День Победы в Подмосковье, где осваивали новую технику.

Самолеты 29 ГВИАП в 1945-1947 гг. пролетали над Красной площадью во время парадов, воевали в небе Кореи и Китая. В марте 1951 года полк вернулся в подмосковное Левашово, где в 1960-м году и был расформирован. Боевое знамя 29-го ГВИАП хранится в экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил в Москве, а его копия – в музее боевой славы в школе № 6 города Волхова.

Во время мероприятия мы вспомнили основные вехи нелегкого пути, пройденного этим замечательным авиационным полком, некоторые из славных имен его летчиков: командира полка и его штаба, а также 13 Героев Советского Союза. Ведущая встречи рассказала о самых ярких эпизодах из жизни полка: как Алексей Сторожаков взял в плен немецкого летчика, а Петр Покрышев сбил два вражеских самолета, пока летел принимать новый полк, куда его назначили командиром. Алексей Чирков выжил после лобового тарана, пешком по лесам выбирался с вражеской территории и через трое суток вернулся в полк. Константин Коршунов дважды горел в небе над Волховом, а после войны 20 лет отработал машинистом в шахте. Иван Леонович хотя был трижды ранен, всю войну пролетал на одном самолете, а в самолете Петра Зюзина после одного боя механик насчитал 108 пробоин.

Говорили о разновидностях и опасностях воздушного тарана, о том, почему ведомого называли «щитом командира», зачем нужен капонир, и многом другом. На экране можно было увидеть фотографии военного времени, современные реконструкции событий тех лет, экспонаты музея боевой славы 29 ГВИАП, расположенного в школе № 6 и его юных экскурсоводов. Истории этого замечательного музея была посвящена отдельная страница нашей встречи.

Мария Плотникова