Станислав Жуковский – русский художник с польскими корнями. Он писал пейзажи с видами старинных дворянских усадеб и интерьеры помещичьих домов. А после революции 1917 года Жуковский вошел в комиссию по сохранению памятников культуры. Он смог спасти многие произведения искусства от разрушения и отправить их в музеи.
Жизни и творчеству замечательного пейзажиста была посвящена арт-беседа, которая прошла в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина.
Станислав Юлианович Жуковский родился в 1873 году в имении Старая Воля Гродненской губернии, которое в то время входило в состав Российской империи. Отец художника, Юлиан Жуковский, происходил из польских дворян, однако его лишили сословных прав и владений за участие в Польском восстании в 1860-е годы. Семья Жуковских покинула Польшу. Станислав учился в реальном училище. Молодой преподаватель Сергей Южанин учил Жуковского рисовать, а позже посоветовал развивать творческие способности и продолжать художественное образование. Отец был категорически против: он считал профессию художника неподобающей для аристократа. Но юноша уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Станислав Жуковский учился у Леонида Пастернака, Абрама Архипова, Константина Савицкого, Исаака Левитана. Первые работы Станислава Жуковского на выставке в учебном заведении имели успех. Он стал участвовать в конкурсах, а также показывать свои произведения на вернисажах передвижников. Публика и художественные критики положительно отзывались о его картинах. На одной из выставок картину молодого художника «Весенний вечер» купил для своей галереи коллекционер Павел Третьяков.
После окончания училища Станислав Жуковский стал популярным живописцем, его картины покупали по высоким ценам. Он много работал и быстро писал. На стиль Жуковского-пейзажиста повлиял импрессионизм. Художники-импрессионисты стремились запечатлеть на картинах мир в его изменчивости, передать мимолетные впечатления от увиденного. В своих полотнах Жуковский использовал приемы пленэрной живописи, он много писал с натуры. Картины художника наполнены светом и воздухом, для них характерен плотный, динамичный мазок. Он часто изображал переходные состояния природы и освещения: сумерки, утро на рассвете, осенние пейзажи. Одной из главных тем его пейзажей была весна, первые лучи теплого солнца, первые цветы.
Станислав Юлианович участвовал в выставках в России и за рубежом — в Мюнхене, Венеции, Риме. Путешествовал и по Европе, посетил Швейцарию, Германию , Францию и Италию .
В 1910-х в творчестве Жуковского появилась новая тема — интерьеры старинных усадеб . Художник путешествовал по средней полосе России, особенно по Тульской губернии, и посещал дворянские имения. Он писал помещичьи дома с просторными комнатами и богатым убранством, а также окружавшие их сады и парки. К этому периоду относятся картины «Интерьер библиотеки в помещичьем доме», «Поэзия старого дворянского гнезда» и многие другие. На холстах он писал интерьеры вместе с природой: сквозь окна открывались виды на сады и парки, на столах и на окнах изображал цветы. Также мастера интересовала усадебная архитектура в разное время года. Он создавал зимние пейзажи, писал усадьбы ранней весной и поздней осенью.
В интерьерах Жуковского запечатлен декоративный ансамбль вещей во взаимосвязи со всем окружением. Комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир , украшенные старинными портретами начала XIX столетия.
К 1917 году Жуковский был уже признанным мастером. Его картины получали высокие оценки и хорошо покупались. У него была своя художественная школа. А главное, он занимался любимым делом: писал природу и её переменчивое настроение, изображал уходящую прелесть дворянской усадебной жизни и создавал картины с интерьерами господских домов. Но вот сначала грянула Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция. Такой привычный и уютный мир художника стал рушиться.
Станислав Жуковский пытался встроиться в меняющееся общество. Он работал в различных комиссиях по вопросам сохранения памятников культуры. В их составе он посещал усадьбы, в том числе и те, которые раньше запечатлевал на своих полотнах. При новой власти имения приходили в запустение и разрушались, помещичьи дома грабили. Художник описывал внутреннее убранство дворянских домов и определял произведения искусства, которые следовало передать в музеи. Благодаря его заступничеству некоторые усадьбы удалось сохранить от разграбления. При его участии имение Кусково графов Шереметевых получило статус музея. Так случилось, что прошло совсем мало времени с тех пор, как художник с восхищением изображал красоту дворца на своих полотнах, а уже возникла необходимость позаботиться о сохранении её как культурного наследия.
Весной 1918 года Жуковский уехал из Москвы в имение Павловское Тверской губернии, где жил его старший брат с семьёй. Вместе было легче выживать в те трудные годы гражданской войны. Станислав Юлианович много работал: писал свои любимые усадебные пейзажи и интерьеры, подрабатывал художником-декоратором, режиссёром-постановщиком. Но жизнь вдали от Москвы и близких друзей тяготила художника. Он сетовал на жизнь в провинции в отрыве от своего привычного круга московских друзей и знакомых. В творческом отношении он также чувствовал себя обедненным, не находя подходящих архитектурных объектов, которые могли бы войти в его пейзажи.
В конце мая 1921 года Станислав Жуковский приехал в свою московскую квартиру, сильно уплотненную к этому времени. Гражданская война закончилась, и жизнь стала налаживаться. 23 октября 1921 года открылась большая персональная выставка Станислава Жуковского в Москве, в Салоне на Большой Дмитровке. Художник представил 74 работы, созданные за последние четыре года. Публика встретила выставку с восторгом, чего нельзя сказать о критике. Так в журналах писали: «Основной лейтмотив всех многочисленных полотен на выставке — «все в прошлом». Все эти покинутые усадьбы, гостиные в стиле ампир со стильной мебелью красного дерева, багровые закаты и «золотые осени», вся эта «поэзия красного дерева», поэзия увядания и смерти настраивает на похоронный лад». Художественные критики негативно оценили творчество живописца: полотна о дворянском быте не соответствовали темам нового революционного искусства. На очередную выставку передвижников Жуковского не пригласили.
Жуковский стал готовиться к отъезду в Польшу. Даже картины он начал подписывать по-польски. Места Гродненской области, где он родился, после подписания мира с Антантой отошли Польше. К 1923 году уже умерли его брат и жена брата. Художник стал чувствовать свою оторванность от родных корней, тем более что новой власти он оказался не нужен.
В сентябре 1923 года в квартире Жуковского собрались его друзья, чтобы с ним попрощаться. Так художник покинул Россию навсегда.
В Варшаве Станислав Юлианович много работал, входил в Краковское общество друзей изящных искусств «Про арте». Он продолжал преподавать, открыл частную школу живописи и, конечно, писал любимые пейзажи, участвовал в коллективных выставках и проводил персональные. Его картины экспонировались в Париже, Копенгагене и Варшаве, их приобретали польские музеи: Национальный музей Варшавы, художественная галерея Кракова и другие.
Оторванность от родины тяготила Жуковского, об этом он писал друзьям в Россию. И появилась мысль вернуться, но он понимал, что для художника с польскими корнями возвращение в Советскую Россию невозможно.
В 1944 году в оккупированной фашистами Польше вспыхнуло антигитлеровское восстание, которое было быстро подавлено. После этого в столице начались массовые аресты. 50 тысяч человек были отправлены в концлагеря как опасные элементы. Нацисты арестовали и Жуковского. Он попал в Дулаг121, транзитный концлагерь в Прушкове, недалеко от Варшавы, где погиб в 1944 году. Художника похоронили в братской могиле вместе с другими узниками лагеря…
Значение творчества Станислава Юлиановича Жуковского трудно переоценить. Перед его полотнами, которые в наши дни регулярно экспонируются во многих крупнейших музеях и мировых галереях, всегда много зрителей, что и является лучшей оценкой его выдающегося таланта.
Елена Павлютина