![](http://xn----dtbavjjub6df.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/10/I8f0A2TSyzE.jpg)
Станислав Жуковский – русский художник с польскими корнями. Он писал пейзажи с видами старинных дворянских усадеб и интерьеры помещичьих домов. А после революции 1917 года Жуковский вошел в комиссию по сохранению памятников культуры. Он смог спасти многие произведения искусства от разрушения и отправить их в музеи.
Жизни и творчеству замечательного пейзажиста была посвящена арт-беседа, которая прошла в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина.
Станислав Юлианович Жуковский родился в 1873 году в имении Старая Воля Гродненской губернии, которое в то время входило в состав Российской империи. Отец художника, Юлиан Жуковский, происходил из польских дворян, однако его лишили сословных прав и владений за участие в Польском восстании в 1860-е годы. Семья Жуковских покинула Польшу. Станислав учился в реальном училище. Молодой преподаватель Сергей Южанин учил Жуковского рисовать, а позже посоветовал развивать творческие способности и продолжать художественное образование. Отец был категорически против: он считал профессию художника неподобающей для аристократа. Но юноша уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Станислав Жуковский учился у Леонида Пастернака, Абрама Архипова, Константина Савицкого, Исаака Левитана. Первые работы Станислава Жуковского на выставке в учебном заведении имели успех. Он стал участвовать в конкурсах, а также показывать свои произведения на вернисажах передвижников. Публика и художественные критики положительно отзывались о его картинах. На одной из выставок картину молодого художника «Весенний вечер» купил для своей галереи коллекционер Павел Третьяков.
![](http://xn----dtbavjjub6df.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/10/RF0zb0rLixQ.jpg)
После окончания училища Станислав Жуковский стал популярным живописцем, его картины покупали по высоким ценам. Он много работал и быстро писал. На стиль Жуковского-пейзажиста повлиял импрессионизм. Художники-импрессионисты стремились запечатлеть на картинах мир в его изменчивости, передать мимолетные впечатления от увиденного. В своих полотнах Жуковский использовал приемы пленэрной живописи, он много писал с натуры. Картины художника наполнены светом и воздухом, для них характерен плотный, динамичный мазок. Он часто изображал переходные состояния природы и освещения: сумерки, утро на рассвете, осенние пейзажи. Одной из главных тем его пейзажей была весна, первые лучи теплого солнца, первые цветы.
Станислав Юлианович участвовал в выставках в России и за рубежом — в Мюнхене, Венеции, Риме. Путешествовал и по Европе, посетил Швейцарию, Германию , Францию и Италию .
В 1910-х в творчестве Жуковского появилась новая тема — интерьеры старинных усадеб . Художник путешествовал по средней полосе России, особенно по Тульской губернии, и посещал дворянские имения. Он писал помещичьи дома с просторными комнатами и богатым убранством, а также окружавшие их сады и парки. К этому периоду относятся картины «Интерьер библиотеки в помещичьем доме», «Поэзия старого дворянского гнезда» и многие другие. На холстах он писал интерьеры вместе с природой: сквозь окна открывались виды на сады и парки, на столах и на окнах изображал цветы. Также мастера интересовала усадебная архитектура в разное время года. Он создавал зимние пейзажи, писал усадьбы ранней весной и поздней осенью.
![](http://xn----dtbavjjub6df.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/10/4lBL5QqMXJw.jpg)
В интерьерах Жуковского запечатлен декоративный ансамбль вещей во взаимосвязи со всем окружением. Комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир , украшенные старинными портретами начала XIX столетия.
К 1917 году Жуковский был уже признанным мастером. Его картины получали высокие оценки и хорошо покупались. У него была своя художественная школа. А главное, он занимался любимым делом: писал природу и её переменчивое настроение, изображал уходящую прелесть дворянской усадебной жизни и создавал картины с интерьерами господских домов. Но вот сначала грянула Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция. Такой привычный и уютный мир художника стал рушиться.
Станислав Жуковский пытался встроиться в меняющееся общество. Он работал в различных комиссиях по вопросам сохранения памятников культуры. В их составе он посещал усадьбы, в том числе и те, которые раньше запечатлевал на своих полотнах. При новой власти имения приходили в запустение и разрушались, помещичьи дома грабили. Художник описывал внутреннее убранство дворянских домов и определял произведения искусства, которые следовало передать в музеи. Благодаря его заступничеству некоторые усадьбы удалось сохранить от разграбления. При его участии имение Кусково графов Шереметевых получило статус музея. Так случилось, что прошло совсем мало времени с тех пор, как художник с восхищением изображал красоту дворца на своих полотнах, а уже возникла необходимость позаботиться о сохранении её как культурного наследия.
![](http://xn----dtbavjjub6df.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/10/vg8-fQjnBV4.jpg)
Весной 1918 года Жуковский уехал из Москвы в имение Павловское Тверской губернии, где жил его старший брат с семьёй. Вместе было легче выживать в те трудные годы гражданской войны. Станислав Юлианович много работал: писал свои любимые усадебные пейзажи и интерьеры, подрабатывал художником-декоратором, режиссёром-постановщиком. Но жизнь вдали от Москвы и близких друзей тяготила художника. Он сетовал на жизнь в провинции в отрыве от своего привычного круга московских друзей и знакомых. В творческом отношении он также чувствовал себя обедненным, не находя подходящих архитектурных объектов, которые могли бы войти в его пейзажи.
В конце мая 1921 года Станислав Жуковский приехал в свою московскую квартиру, сильно уплотненную к этому времени. Гражданская война закончилась, и жизнь стала налаживаться. 23 октября 1921 года открылась большая персональная выставка Станислава Жуковского в Москве, в Салоне на Большой Дмитровке. Художник представил 74 работы, созданные за последние четыре года. Публика встретила выставку с восторгом, чего нельзя сказать о критике. Так в журналах писали: «Основной лейтмотив всех многочисленных полотен на выставке — «все в прошлом». Все эти покинутые усадьбы, гостиные в стиле ампир со стильной мебелью красного дерева, багровые закаты и «золотые осени», вся эта «поэзия красного дерева», поэзия увядания и смерти настраивает на похоронный лад». Художественные критики негативно оценили творчество живописца: полотна о дворянском быте не соответствовали темам нового революционного искусства. На очередную выставку передвижников Жуковского не пригласили.
![](http://xn----dtbavjjub6df.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/10/5zGiUOGyyzQ.jpg)
Жуковский стал готовиться к отъезду в Польшу. Даже картины он начал подписывать по-польски. Места Гродненской области, где он родился, после подписания мира с Антантой отошли Польше. К 1923 году уже умерли его брат и жена брата. Художник стал чувствовать свою оторванность от родных корней, тем более что новой власти он оказался не нужен.
В сентябре 1923 года в квартире Жуковского собрались его друзья, чтобы с ним попрощаться. Так художник покинул Россию навсегда.
В Варшаве Станислав Юлианович много работал, входил в Краковское общество друзей изящных искусств «Про арте». Он продолжал преподавать, открыл частную школу живописи и, конечно, писал любимые пейзажи, участвовал в коллективных выставках и проводил персональные. Его картины экспонировались в Париже, Копенгагене и Варшаве, их приобретали польские музеи: Национальный музей Варшавы, художественная галерея Кракова и другие.
![](http://xn----dtbavjjub6df.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/10/zrYD3GGno6A.jpg)
Оторванность от родины тяготила Жуковского, об этом он писал друзьям в Россию. И появилась мысль вернуться, но он понимал, что для художника с польскими корнями возвращение в Советскую Россию невозможно.
В 1944 году в оккупированной фашистами Польше вспыхнуло антигитлеровское восстание, которое было быстро подавлено. После этого в столице начались массовые аресты. 50 тысяч человек были отправлены в концлагеря как опасные элементы. Нацисты арестовали и Жуковского. Он попал в Дулаг121, транзитный концлагерь в Прушкове, недалеко от Варшавы, где погиб в 1944 году. Художника похоронили в братской могиле вместе с другими узниками лагеря…
Значение творчества Станислава Юлиановича Жуковского трудно переоценить. Перед его полотнами, которые в наши дни регулярно экспонируются во многих крупнейших музеях и мировых галереях, всегда много зрителей, что и является лучшей оценкой его выдающегося таланта.
Елена Павлютина