13 мата в КИЦ им. А.С. Пушкина открылась первая полномасштабная выставка, рассказывающая об истории Свирского исправительно-трудового лагеря «Свирлаг 1931-1937». В её основе документы из фондов крупнейших архивов и библиотек, артефакты, обнаруженные в поисковых экспедициях. Создатели экспозиции — петербургские исследователи, авторы одноименной книги Марина Муравьева и Яна Жданова.
На открытии выставки с экспозицией гостей познакомила М.В. Муравьёва. Для Марины Владимировны Свирлаг – это прежде всего люди, а потом уже место. Поэтому одна из важнейших частей выставки – фотографии узников Свирлага с краткой биографической информацией. Здесь лишь малая часть из тех 250 тысяч человек, что прошли через этот лагерь за время его существования. Создатели выставки постарались представить людей разных социальных слоев и занятий, общим в судьбе которых стал Свирлаг, среди них крестьяне, рабочие, инженеры, священнослужители, офицеры, ученые.
Кропотливо собирая сведения об узниках Свирлага, исследователь пропускает через свое сердце жизнь и судьбу каждого, поэтому работа эта не быстрая и эмоционально очень напряженная.
Вот, например, Магжан Жумабаев, которого называли «казахским Пушкиным» — поэт, переводчик, публицист, один из основателей казахской литературы. По ходатайству М. Горького и Е. Пешковой он был досрочно освобожден из Свирского лагеря, но всего через полтора года волна репрессий его все-таки догнала – «казахский Пушкин» был расстрелян.
Находился в Свирском лагере и знаменитый философ, крупнейший специалист по античной эстетике Алексей Лосев. Осужденный к 10 годам лишения свободы, в лагере он почти полностью потерял зрение. Был досрочно освобожден по ходатайству все той же Екатерины Пешковой, работавшей в «Помполите» — организации, оказывавшей помощь политзаключенным. На выставке представлены письма заключенных и их родственников к Екатерине Павловне с просьбами о помощи. После освобождения судьба Алексея Лосева сложилась более удачно, он прожил долгую жизнь. Был профессором кафедры истории МГУ, затем профессором в Московском государственном педагогическом институте. После смерти Сталина получил возможность публиковать свои научные труды, имел круг учеников и последователей.
С дугой фотографии смотрит на нас мужественное волевое лицо. Это несокрушимый борец за права верующих архиепископ Теофилюс Матулёнис, неоднократно подвергавшийся арестам. И в лагере он оставался лидером, к которому тянулись люди. Трудности не ослабили его волю к добру. Матулёнис был личностью выдающейся, из Свирлга его освободили по обмену политическими заключенными между Литвой и СССР. Несмотря на все перенесенные тяготы и страдания, этот человек никогда не желал зла своим гонителям и молился за Россию. Один из руководителей советской репрессивной системы выказывал опасения, что Ватикан причислит Теофилюса Матулёниса к лику святых, — что в итоге и произошло.
Отдельная, очень тяжелая тема – дети в Свирлаге. На 1 октября 1936 года их насчитывалось 525 человек в возрасте от 1 года 2 месяцев до 14 лет. Из малолеток был организован трудовой коллектив под названием «Молодняк», который занимался сплавом леса. Газета с гордостью рапортовала, что «Молодняк» дает 130 процентов выработки, что ребята живут в хороших бытовых условиях. Но вряд ли бытовые условия, в которых жили дети, были намного лучше, чем те, в которых находились взрослые. На одном из стендов представлена показательная цифра: содержание одной собаки в лагере обходилось в 3 рубля 34 копейки в день, а на одного заключенного отпускалось 2 рубля 87 копеек.
При этом если заключенный не выполнял норму выработки, и без того скудный паек урезался. Человек от непосильного труда и плохого питания слабел и выполнять план не мог – получался замкнутый круг. В 1936г. прокурор А.Я. Вышинский сообщал председателю СНК В.М. Молотову, что в Свирлаге числится уже до 5000 слабосильных, не способных к тяжелой работе заключенных и что, понуждаемые голодом, заключенные подбирают отбросы из помойных ям. Не лучше обстояли дела с одеждой и обувью, а требования лагерного начальства были очень жесткими.
Один из начальников лагеря Э.Ю. Тизенберг, стремясь как можно дольше использовать реки для сплава леса, даже когда водная гладь уже замерзала, посылал заключенных ломать лед и расчищать русла рек. Особенно ярко представляешь лагерные тяготы, глядя на предметы, представленные в витринах. Это находки поисковиков в местах расположения лагерных пунктов: посуда, орудия труда и т.д.
Учитывая все эти обстоятельства, совсем неудивительно, что к 1936 году по уровню смертности Свирлаг опередил все другие лагеря.
Побеги в Свирлаге были частым явлением, но далеко не всем удавалось совершить их успешно. Беглецов ловили, сажали в штрафной изолятор, морили голодом и непосильным трудом, добавляли срок. Пожалуй, одним из самых ярких примеров успешных побегов может служить побег врача Бориса Солоневича. Ему предшествовала длительная подготовка. Солоневич учел все препятствия, сделал компас, запасся провиантом и средством, сбивающим собак со следа. За 13 дней он преодолел 150 километров и добрался до границы с Финляндией, где его задержал финский пограничник. После побега, уже находясь в Болгарии, Борис Солоневич опубликовал ряд статей-воспоминаний о лагерной жизни, часть из них вошла в его книгу «Молодежь и ГПУ», к которой мы вас и отсылаем за подробностями.
На выставке вы можете увидеть первое издание книги «Россия в концлагере» Ивана Солоневича, старшего брата Бориса. Иван – личность тоже яркая и интересная. Спортсмен, писатель, публицист, один из основоположников самбо, он находился в другом лагере — подпорожском отделении Беломоро-Балтийского комбината, но о Свирлаге написал в своей книге. Иван и его сын Юрий совершили побег параллельно с Борисом и всего на два дня позже его вышли к финской границе.
Много еще можно рассказать о Свирлаге. Были там и спортивное общество «Динамо», и библиотека, и газета и даже театр. На выставке представлены копии рисунков декораций и костюмов к спектаклю «Вор» — единственные сохранившиеся лагерные работы бывшего заключенного Свирлага художника Леонида Никитина. Приходите на выставку, и вы все узнаете. А еще обязательно возьмите почитать книгу исследователей Свирлага, создательниц и организаторов выставки историков М.В. Муравьевой и Я.А. Ждановой «Свирлаг 1931-1937» — чтобы знать, чтобы помнить.
Юлия Аитова