26 октября читатели КИЦ им. А.С. Пушкина познакомились с творчеством русского художника Сергея Арсеньевича Виноградова. Арт-беседа «Нарисованная жизнь Сергея Виноградова» прошла в Пушкинском зале КИЦ.
Большая выставка работ Виноградова, имя которого до недавнего времени было малоизвестно современной публике, состоялась осенью 2021г. в Москве, в музее русского импрессионизма. На рубеже XIX — XX веков художник был популярен среди любителей живописи, входил в круг московской творческой интеллигенции и серьезно повлиял на расстановку сил в истории отечественного искусства как один из организаторов и активный участник выставок «Союза русских художников» и первой Выставки русского искусства в США в 1924 году. Сергей Виноградов дружил с Игорем Грабарем, Константином Коровиным, Сергеем Дягилевым, рыбачил с Федором Шаляпиным, гостил у семьи Мамонтовых, играл в карты со Львом Толстым. Во многом благодаря художественному вкусу, широкому кругозору Сергея Виноградова в России появились полотна выдающихся зарубежных мастеров: Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других. Именно он увлек коллекционированием Михаила и Ивана Морозовых, а впоследствии курировал их собрания. Многие из этих произведений теперь украшают экспозиции центральных государственных музеев.
Сергей Арсеньевич был частым гостем в имении Головинка Тульской губернии, принадлежавшем Мамонтовым. Художник написал целую серию видов главного усадебного дома и сада, запечатлев в этих «архитектурных пейзажах» разное время года и суток. «Как воодушевляла Головинка милая. Как хотел передать в картинах ее поэзию, ее радостность», — вспоминал Виноградов.
Пейзаж – излюбленный жанр художника. «Летом», «Дорожка в парке», «В усадьбе» – на этих картинах Виноградов изобразил укромные уголки усадебного сада, длинные липовые аллеи, красивые цветники, просторные дачные веранды, залитые светом комнаты с распахнутыми в лето окнами. Это мир спокойствия и умиротворения, жизнь в котором протекает в полной гармонии человека и природы.
Впечатления художника от морских и горных пейзажей солнечного Крыма с прозрачностью южного неба, неутихающей жизнью моря вылились на холст ярким сверканьем красок («Южная ночь», «Дама на балконе», «Алупка», «Вид на Ай-Петри», «Летний день. Крым»).
Легкие и радостные сюжеты картин Сергея Виноградова идут вразрез с драматическими событиями начала XX века, временем расцвета его творчества, будто бы художник рисует другую жизнь – отчасти выдуманную, желанную, отчасти реальную. Во времена революции художник старательно избегал любого намека на меняющиеся обстоятельства. Он приукрашивал быт и смотрел на все со стороны: пейзажи полны красок, московские улочки освещены солнцем, яркие и чистые цвета скрывают приметы бедности окружающего мира.
События 1917 г. Виноградова поначалу воодушевили. Он пытался встроиться в новую действительность. Но вскоре энтузиазм сменился горечью и неприятием. Осенью 1924 года Сергей Виноградов покинул Россию и поселился в Риге. Позади остались интересная московская жизнь, друзья, почитатели его таланта, его заслуг. А в Латвии надо было заявить о себе, вновь утвердиться, обеспечить сносное существование. Сергей Арсеньевич много работал – открыл собственную художественную школу, писал картины, красивые пейзажи Латгалии. Имения, расположенные на берегах озер, стали источниками его творческого вдохновения. Здесь черпал он свои силы. Художник приезжал в эти края почти каждый летний сезон. Результатами его работы стали картины «Летом на даче», «У озера», «Лето», «Латгальский пейзаж», «Шоссе», «Дворянская усадьба» …
Летом 1928 года Сергей Виноградов работал над видами Псково-Печёрского монастыря. На его полотнах среди зелени высятся крепкие крепостные стены, белые высокие звонницы с колоколами, величественный Успенский собор торжественно устремляет в голубое прозрачное небо золотые кресты, незыблемо стоит приземистая самая древняя белокаменная церковь Николая Чудотворца. «И какой же это чудесный вид! Точно из самоцветных камней он. Так разнообразно окрашены и так причудливы по форме некоторые здания. Вот действительно Божий городок», — восхищался художник.
В Риге прошли персональные выставки Сергея Виноградова. Перед любителями искусства предстал необыкновенный латгальский край с его чистыми озерами и реками, цветущими лугами, усадьбами, затерявшимися среди холмов и перелесков. «Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, всё вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить», – писали в местной прессе.
В эмиграции Виноградов тосковал по Родине, по той жизни, быту, природе, которую любил изображать на своих картинах. Поэтому на произведениях латвийского периода часто писал узнаваемые предметы и детали: скатерть с бахромой, самовар, баранки… («Женщина в русском национальном костюме», «Купчиха за самоваром», «Угол гостиной»).
Множество картин, написанных Сергеем Александровичем, рассеялись по миру, основная часть их оказалась в частных собраниях, много и в музеях.
В Художественном музее Латвии Виноградов представлен работами как латвийского, так и русского периодов. Есть они в крупных российских музеях, таких, как Третьяковская галерея, Русский музей, а также в парижском Люксембургском, нью-йоркском и других сокровищницах искусства. Они поступали туда еще при жизни художника, который до конца своих дней трудился без устали, запечатлевая на холстах красоту божественной природы.
Елена Павлютина