22 июня в КИЦ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Люди хотят знать. История создания «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина», подготовленная Фондом сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина при поддержке Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Выставка создана в 2019 году к 100-летию Даниила Гранина и 40-летию выхода в свет «Блокадной книги». За это время она побывала в Музее политической истории России, Союзе журналистов, выставочном зале «Смольный», многих крупных библиотеках Санкт-Петербурга, а теперь благодаря нашим коллегам из Ленинградской областной универсальной научной библиотеки с ней могут познакомиться жители гости нашего города.
Открытие выставки началось с минуты молчания в память обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны. С приветственным словом к волховчанам обратились глава администрации Волховского муниципального района Алексей Викторович Брицун, глава муниципального образования город Волхов Алиса Юрьевна Арутюнян. А.В. Брицун подчеркнул, что волховчане с особенным чувством будут знакомиться с выставкой, ведь в том, что Ленинград выстоял и победил, есть немалая заслуга и нашего города.
Заведующая отделом обслуживания ЛОУНБ Абаимова Елена Алексеевна рассказала о том, что связывает ленинградскую областную библиотеку с Даниилом Граниным, о его вкладе в развитие культуры области, в том числе библиотек, особенно сельских, о том, что делает коллектив ЛОУНБ для сохранения памяти о замечательном человеке и писателе. Она отметила, что особенно приятно видеть на открытии выставки много молодежи, ведь эта правда о блокаде нужна прежде всего им, молодым, уже почти не заставшим своих родственников, живших в то время.
Директор библиотеки им. Даниила Гранина в Санкт-Петербурге Андреева Ольга Александровна обратила внимание присутствующих на то, что все творчество Гранина проникнуто состраданием и милосердием. Это именно те чувства, которые в блокаду помогали не расчеловечиваться, оставаться людьми. Ольга Александровна преподнесла в дар библиотеке КИЦ юбилейный альбом «Даниил Гранин: Жизнь. Творчество. Служение», изданный к 100-летию со дня рождения писателя.
О чем же выставка «Люди хотят знать»? О том, каким тернистым бывает путь к правде. Именно таким был путь к читателю «Блокадной книги» — книги, которая, по словам Ольги Берггольц, сняла «заговор молчания вокруг Ленинграда», дала людям право говорить о пережитом. За выход ее в свет пришлось побороться. В 1977 году публикацию в журнале «Новый мир» остановил отдел пропаганды ЦК КПСС. В 1979 году появилась лишь первая часть с серьезными цензурными правками. Вторая часть книги вышла через два года в журнале «Новый мир». И только в 1982 году в издательстве «Советский писатель» вышел полный текст «Блокадной книги». Уже в постсоветские годы книга была дополнена материалами, изъятыми в свое время цензурой, а также главой «Ленинградское дело» и историей создания «Блокадной книги». В 2014 году были добавлены рассказ Гранина «Ромовые бабы» и фрагменты записных книжек Адамовича.
На выставке можно увидеть материалы, которые связаны с историей создания «Блокадной книги» — это секретные документы, остановившие журнальную публикацию, машинопись книги и верстка с цензурными правками, письма блокадников с откликами на книгу, материалы из архивов А. Адамовича и Д. Гранина.
Строгая лаконичная концепция экспозиции погружает в атмосферу блокадного города: стенды напоминают холодные полуразрушенные дома, между ними — призрачные фигуры горожан из прозрачного пластика. Одна из фигур воссоздает силуэт с известной фотографии, на которой истощенный ленинградец в ушанке держит в руках кусок хлеба. Благодаря запискам из архива Алеся Адамовича мы теперь знаем его имя. Это Николай Алексеевич Панов. Здесь же можно увидеть его довоенную и послевоенную фотографии.
Еще один призрачный силуэт – три женские фигуры, вернее фигура женщины и двух девочек. Это героини тоже очень известного снимка, который вы могли видеть в музее обороны Ленинграда, во многих книгах и альбомах о блокаде. Солнечный майский день 1942 года, Вероника Александровна Опахова с дочерьми Лорой и Долорес вышла на прогулку, чтобы отвлечься от мыслей о еде и тренировать в ходьбе Лору. Тринадцатилетняя, похожая на старушку Лора только недавно поднялась на ноги после того, как из-за дистрофии у нее отнялась левая сторона, врачи велели ей много ходить. Четырехлетняя Долорес – ножки-спички, уродливо раздувшиеся колени – пытается подпрыгивать на ходу, как обычный ребёнок. Где-то в районе Невского проспекта их и запечатлел фотограф, для которого снимок этот стал символом возрождения жизни в осажденном городе. Вероника и её дочери пережили блокадную зиму 1941-1942гг, были эвакуированы, выжили, несмотря на страшную дистрофию, и спустя много лет поведали свою историю и историю этого снимка авторам «Блокадной книги».
Еще один объект на выставке – инсталляция, представляющая собой дверь коммунальной квартиры с множеством звонков и табличек с фамилиями жильцов. Открыв её, мы увидим фотографии и личные блокадные истории ленинградцев: «У этой правды есть адреса, номера телефонов, фамилии, имена. Она живет в ленинградских квартирах, часто с множеством дверных звонков — надо только нажать нужную кнопку, возле которой значится фамилия, записанная в вашем блокноте. … И вот сегодня мы пришли к нему, к ней — именно к этому человеку, чтобы «все записать», потому что время все быстрее уносит свидетелей, участников, тех, кто был, кто знал, кто видел…» (из «Блокадной книги»). Успели, записали для нас эту правду Д. Гранин и А. Адамович.
Рядом с дверью – стенд с детскими рисунками. «Поймали воришку», «Трупы повезли», «Очередь за водой», «После обстрела» и другие – все это повседневная жизнь блокадного города, такая, какой ее видели дети.
А над всем этим довлеет черная фигура цензора с красным карандашом в кармане. Сколько им было вычеркнуто важных кусков из книги, из жизни, из памяти! «Компромиссы. Компромиссы. Во всем. Делаем благое дело и сами вынуждены его портить, — писала Диана Тевекелян, завотделом прозы, член редколлегии журнала «Новый мир». — Уродуем «Блокадную книгу». Цензура бдит, за любым эпизодом (а этот эпизод — документ, крик души, дневник, записка, нередко пришедшая к нам с того света, автор умер от голода или погиб от снаряда), за любым эпизодом им чудится недооценка. Патриотизма блокадников, воли партии, ее всеобъемлющего влияния».
«Пришло время», «люди хотят знать», «людям надо…» Эти слова когда-то были вычеркнуты из книги цензором. Цензурные изъятия мы можем увидеть на страницах машинописи и журнальной верстки. Часть их показана на этой выставке, и это тот случай, когда зачеркнутое следует читать особенно внимательно.
Прошли десятилетия со дня публикации «Блокадной книги», появилось множество новых изданий, публикаций об этой странице нашей истории. Но удовлетворена ли в обществе потребность знания правды о блокаде? На этот вопрос отвечают отзывы уже современных читателей, представленные на стендах. А «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина по-прежнему остается самой востребованной, самой народной книгой о трагедии, пережитой великим городом.
Приглашаем волховчан и гостей нашего города на выставку «Люди хотят знать». Она будет работать в течение месяца в выставочном зале второго этажа КИЦ. Приходите, смотрите, читайте, думайте!
Юлия Аитова